Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее - ТФОМС РС(Я), заказчик): ... (представитель по доверенностям);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "УК-Династия" (далее - ООО "УК-Династия", заинтересованное лицо): .., ... (представители по доверенностям);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ТФОМС РС(Я) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "УК-Династия" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение текущих сантехнических работ по подготовке к отопительному сезону (изв. N 0216200000123000020), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ТФОМС РС(Я) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "УК-Династия" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение текущих сантехнических работ по подготовке к отопительному сезону (изв. N 0216200000123000020).
Из представленных сведений следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось неисполнение заинтересованным лицом обязательств по выполнению текущих сантехнических работ по подготовке к отопительному сезону.
В ходе рассмотрения дела, представители заинтересованного лица пояснили, что ООО "УК-Династия" предпринимались необходимые меры для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
18.07.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0216200000123000020 на выполнение текущих сантехнических работ по подготовке к отопительному сезону.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 448 671,00 руб.
09.08.2023 года заключен государственный контракт N 2143503563523000038 между заказчиком и ООО "УК-Династия" (далее- контракт) с ценой 395 531,04 руб.
13.09.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.09.2023 года Контракт N 2143503563523000038 расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "УК-Династия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям:
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно разделу 1 Контракта. "В сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить текущий сантехнические работы по подготовке к отопительному сезону (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место выполнения Работ: Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Кирова, д. 21Б.
1.6. Подрядчик приступает к выполнению Работ c момента подписания контракта и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме до 04.09.2023 г. включительно."
Из пояснений Заказчика следует, что со стороны подрядчика не исполнены контрактные обязательства, работы не выполнены, никакие меры со стороны подрядчика для исполнения контракта не приняты.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 19.3 Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
Руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пунктом 11.2 Контракта заказчиком 31 мая 2023 принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.1 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта 13 сентября 2023 года успешно доставлено в личный кабинет поставщика.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе РФ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчиком был расторгнут контракт 26.09.2023 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Представленные заказчиком и заинтересованным лицом сведения о взаимодействии в рамках исполнения контракта свидетельствуют о следующем:
09.08.2023 года заключен государственный контракт N 2143503563523000038 между заказчиком и ООО "УК-Династия" (далее- контракт) с ценой 395 531,04 руб.
Подрядчиком 09.08.2023 г. в соответствии с разделом 5. Контракта перечислено на указанный расчетный счет обеспечение исполнения контракта в размере 19 776,55 рублей.
Согласно пункту 1.6. Контракта: "Подрядчик приступает к выполнению Работ c момента подписания контракта и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме до 04.09.2023 г. включительно."
Согласно пункту 4.1 Описания объекта закупки "Подрядчик обязан принять от Заказчика объект к выполнению работ с обязательным оформлением акта передачи объекта в течение одного рабочего дня с даты подписания контракта"
В соответствии с подпунктом 4.1.4. пункта 4 Контракта "Заказчик обязуется своевременно предоставлять Подрядчику необходимую для выполнения им обязательств информацию и документы"
Между тем, из пояснений заинтересованного лица следует, что у Общества не было информации о составе и объеме работ, руководитель ООО "УК Династия" приехал на объект с целью выяснить, что непосредственно необходимо сделать. Между тем, на объекте заинтересованному лицу не пояснили объем работы. Заинтересованное лицо обратилось к начальнику организационно- технического отдела Заказчика, который был указан в пункте 11.4 Контракта как ответственное должностное лицо на что представитель заказчика сообщил, что показать весь состав и объем работ сможет другой представитель.
18 августа 2023 года в ходе разговора представитель заказчика сообщил, что выехать на объект и показать объем работ не сможет, поскольку у него времени нету. Сможет объяснить только по телефону или по WhatsApp.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что такой способ указания объема и состава работ не позволяет достоверно выполнить необходимые работы, без дальнейших возможных претензий со стороны Заказчика, а также не соответствует пункту 1.1 Контракта.
30.08.2023 года Заказчиком в адрес подрядчика было направлено электронной почтой претензионное письмо от 30.08.2023 г. N 10/2630 ответа на которую не поступало.
В ходе рассмотрения дела заинтересованное лицо пояснило, что в период исполнения Контракта генеральный директор Общества был дисквалифицирован, в связи с чем, деятельность Общества фактически была приостановлена.
03.05.2023 Мировым судьей судебного участка N49 г. Якутска было вынесено постановление о признании Остапенко Виталия Станиславовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 14.25 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.
О своей дисквалификации директор узнал только когда постановление суда дошло до налогового органа и была внесена информация в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно после 10.08.2023. Между тем, сама запись о дисквалификации директора была внесена налоговым органом 03.08.2023.
После дисквалификации директора, деятельность Общества фактически была приостановлена, поскольку заинтересованное лицо уже не имело права подписывать от имени Общества документы и осуществлять фактическую деятельность.
Таким образом, Общество не смогло исполнить Контракт в силу объективных причин.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующих лиц, ООО "УК Династия" были приняты должные меры к исполнению вышеуказанного контракта.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения, заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательств, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком ТФОМС РС(Я) об участнике закупки, ООО "УК Династия" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение текущих сантехнических работ по подготовке к отопительному сезону (изв. N 0216200000123000020) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместителя председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 октября 2023 г. N 014/06/104-1470/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023