Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 25.05.2023 в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение N 0345300086223000010 о проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома 44 по пр. Ленина г. Тосно (далее - конкурс).
На основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭОК1 победителем признан Участник.
В результате чего, 03.07.2023 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0345300086223000010-01 на сумму 7 000 000,00 рублей (далее - Контракт)
Из обращения, направленного Заказчиком в Ленинградское УФАС, следует, что 11.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из существа решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта следует, что оно принято в связи с тем, что ему от органов прокуратуры поступила информация о том, что Участник на момент подачи заявки и заключения Контракта не соответствовал требованиям извещения (на основании п. 1 ч. 15 ст. 95).
Так на дату подписания Контракта (03.07.2023) уже вступило в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 135 г. Санкт-Петербурга от 20.04.2023 г по делу N 5-488/2023-135 (Участник указывает, что корректный номер дела N 5-459/2023-135, что не имеет правового значения для настоящего дела), о дисквалификации Тоноян Майи Гагиковны в связи с совершением административного правонарушения по ч. 5 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением запрета осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом на срок - 1 (один) год, в связи с чем, Заказчик руководствуясь п. 6.3.1 Контракта, п.п. б) п. 1) ч. 15 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ и принял данное решение.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено Контрактом.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) выполнить благоустройство дворовой территории многоквартирного дома 44 по пр. Ленина г. Тосно (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Кроме того, по Контракту:
- 1.2. Место выполнения работ: г. Тосно, пр. Ленина, д. 44 (далее - Объект).
- 1.3. Срок выполнения работ по Контракту:
начало - с момента заключения контракта;
окончание - 25.07.2023.
- 1.4. Работы выполняются в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), требованиями законодательства Российской Федерации, установленными для данного вида работ, а также условиями настоящего Контракта. Работы необходимо проводить с 08.00 до 21.00 часа.
На основании п. 6.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2023 включительно. В случае, если к моменту окончания срока действия Контракта, обязательства Сторон не исполнены, окончание срока действия Контракта не влечет прекращение исполнения Сторонами обязательств по Контракту. В этом случае Контракт признается действующим до момента надлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту.
Согласно п. 6.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик не приступает в течении 14 дней с момента заключения Контракта к исполнению Контракта;
- нарушение Подрядчиком обязательства по выполнению работ, предусмотренного разделом 1 Контракта;
- выполнение Подрядчиком работ по Контракту с нарушением требований, установленных в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) в случае, если такое нарушение было повторно выявлено Заказчиком и не было исправлено Подрядчиком, согласно первоначально выданному предписанию Заказчика;
- систематическое (два и более раз) нарушение Подрядчиком любых условий Контракта, требований, установленных в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту);
- проведения ликвидации Подрядчика либо принятия судом определения о введении
в отношении Подрядчика наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, а также принятия судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- непредставление или предоставление Подрядчиком обеспечения исполнения обязательств по Контракту, не соответствующего требованиям, установленным разделом 8 Контракта;
- если Подрядчик выполняет Работы настолько медленно, что окончание Работ к сроку становится явно невозможным (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и Подрядчик в разумный, установленный Заказчиком срок,
не устранены недостатки (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ);
- невозврата непогашенного аванса или неоднократного (2 и более раз) нарушения сроков возврата суммы непогашенного аванса;
- по иным основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании п. 6.3.1. Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) выполняемые работы не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
14.7. Приложения к данному контракту:
12.1. Приложение N 1 "Описание объекта закупки";
12.2. Приложение N 2 "Акт приема - передачи строительной площадки (объекта)";
12.3. Приложение N 3 "Условия выполнения работ, являющихся объектом закупки".
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующие важные обстоятельства.
03.07.2023 стороны подписали Контракт.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к исполнению обязательств по Контракту и сдавал работы, так из цены Контракта в 7 000 000,00 рублей, на дату заседания Комиссии, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств 6 069 713,83 рублей.
Комиссия соглашается с действиями Заказчика выявившем несоответствие Участника требованиям Извещения, поскольку от имени Общества Контракта подписан ЭЦП Тоноян Майи Гагиковны (что подтверждается данными ЕИС), лишенной таких прав, по решению суда.
Тот факт, что 28.06.2023 было принято решение N 01-06/23 единственного участника о досрочном прекращении полномочий генерального директора ООО "ДСК ЗЕЛЁНЫЕ ДОРОГИ" Тоноян М.Г. с назначением на должность нового генерального директора Общества Басенцян Карена Степановича с 29.06.2023, а также то, что с 20.06.2023 по 03.07.2023 исполнение обязанностей на время нахождения генерального директора Тоноян М.Г. возложено на Басенцяна К.С. с правом подписания финансовых и кадровых документов, бухгалтерской и налоговой отчетности, любых контрактов, договоров, соглашений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью ООО "ДСК ЗЕЛЁНЫЕ ДОРОГИ", что подтверждается приказом N 1-20/06/2023 от 19.06.2023 не опровергает того факта, на момент опубликования Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭОК1, отправки проекта контракта и его подписания (27.06.2023 - со стороны Участника и 03.07.2023 - со стороны Заказчика), Участник уже знал о соответствующем решении суда, вступившего в законную силу 05.06.2023, тем не менее Контракт был подписан ЭЦП Тоноян М.Г. 27.06.2023.
Сведения о несоответствии Участника требованиям к участникам конкурса получены Заказчиком от Тосненской городской прокуратуры, в связи с чем, 11.09.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 11.09.2023, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, согласно данным ЕИС получено участником 11.09.2023 12:39 (МСК).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Представитель Заказчика просил обратить внимание, что претензий к обязательствам, именно в части выполняемого благоустройства, он не имеет, поскольку односторонний отказ принят на основании несоответствия требованиям Извещения.
Представитель Участника, представил письменные пояснения, согласно которым просил Комиссию не включать сведения о нем в РНП, указывав, что им планомерно велась работа по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений целенаправленно уклониться от своих обязательств у Исполнителя не имелось, Участник не отрицает что была смена директоров, вместе с тем это связанно не с желанием сорвать закупку Заказчику.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Комиссия считает необходимым особо отметить, что поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Контракте имеются обязанности Участника соответствовать извещению, а Заказчик в полной мере руководствовался Контрактом, Законом о контрактной системе и нормами ГК при принятии решения.
Тем не менее Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Материалами дела подтверждается, что решение об одностороннем отказе принято на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия руководствуется Письмом ФАС от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17 по вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков, согласно которому:
"В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта".
Исходя из позиции Заказчика о том, что претензий к выполненной части работ Общества, он не имеет, а стоимость исполненных Подрядчиком обязательств, принятых и оплаченных Заказчиком, составляет 6 069 713,83 рублей, то Комиссия на основании Письма ФАС от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17 не находит оснований для включения сведений в РНП, так как односторонний отказ принят на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе (несоответствие требованиям Извещения участника закупки), а не в связи с существенными нарушениями обязательств Исполнителем.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела в полной совокупности и взаимосвязи не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при отсутствии нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ДСК ЗЕЛЁНЫЕ ДОРОГИ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 октября 2023 г. N 047/10/104-3046/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023