Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Вирапром" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика министерства социального развития московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку оборудования для создания безбарьерной среды в подведомственных учреждениях Министерства социального развития Московской области (лот 3) (извещение N 0848200001123000318 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 14.09.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 131 050,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 25.09.2023;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки,
5) заявка 1 участника признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона неправомерно установлен код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) для товара "Сигнализаторы звука цифровой с световой индикацией".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупи является поставка оборудования для создания безбарьерной среды в подведомственных учреждениях Министерства социального развития Московской области (лот 3).
Заказчиком в Приложении к Техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам поставляемым товарам, в том числе для товаров "Сигнализаторы звука цифровой с световой индикацией" Типы 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11 установлена следующая позиция КТРУ - 27.90.20.120-00000001 "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией".
По мнению Заявителя, для товаров "Сигнализаторы звука цифровой с световой индикацией" соответствует в том числе код позиции КТРУ 27.90.10.000-00000005 "Беспроводная система вызова помощника".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, в КТРУ имеется позиция N 27.90.20.120-00000001 с наименованием "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией", с обязательной датой применения с 01.02.2019.
Изучив извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что действия Заказчика в части установления кода позиции КТРУ и формирования описания объекта, что не противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, совокупности характеристик, установленных Приложении к Техническому заданию, соответствует товар единственного производителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных в Приложении к Техническому заданию для товаров "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией" соответствует оборудование единственного производителя - Исток Аудио.
При этом, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о возможности поставки указанного товара иных производителей, соответствующих требованиям Технического задания.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) Заказчиком в Приложении к Техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара по позиции 13 "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией тип 7" по показателю "Особенности" установлено значение "Периодический режим работы, режим работы от сопряженной кнопки (количество сопрягаемых кнопок вызова не менее 3 штуки), режим работы от датчика приближения (дальность обнаружения датчика приближения, до 6 м), возможность переноса звукового файла с внешнего накопителя, регулировка уровня громкости воспроизведения, автоматическая регулировка уровня громкости, в зависимости от уровня окружающего шума, многофункциональный дисплей";
-для товара по позиции 14 "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией тип 8" по показателю "Минимальное время работы сигнализатора тип 1" установлено значение "не менее года без замены элемента питания (при среднем количестве вызовов не менее 5 раз в сутки)".
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз, при этом, если значения, указанные через "запятая", союза "и" содержат одновременно другие слова и символы, указанные в инструкции (например "не менее А и не более В", "от А, до В" и другие слова и символы, указанные в инструкции, а также их сочетания), то необходимо представить все значения, с учетом применения слов и символов, указанных в инструкции.
Слова "не менее", "не должен быть менее", с учетом всех форм слов - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, или равный ему;
В случае указания требуемого значения с использованием символа [] или заключенные в кавычки или круглые скобки, вне зависимости от применения иных символов (знаков союзов, слов), установленных настоящей инструкцией. Участнику закупки необходимо предоставит данный показатель как значение показателя, который не может изменятся".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам товара подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявки на участие в закупке надлежащим образом, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в Приложении к Техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе для товара по позиции 15 "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией тип 9" по показателю "Вес приемного устройства сигнализатора с элементами питания" установлено значение "300-350" с единицей измерения "г".
Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"Символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам товара по показателю "Вес приемного устройства сигнализатора с элементами питания" с учетом положений инструкции подобным образом противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Заказчиком в Приложении 2 к контракту установлено, в том числе следующие:
"Срок начала поставки товара Поставщиком**: 0 раб. дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания поставки товара Поставщиком**: 05.12.2023 (МСК);".
Вместе с тем, в Описание объекта закупки (техническое задание) установлено, в том числе следующее:
"Срок поставки товара: Поставка должна осуществляться в соответствии с техническими требованиями в течение 15 календарных дней с момента заключения государственного контракта".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока поставки товара подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вирапром" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выдано ранее по делу от 29.09.2023 N 050/06/105-36822/2023.
4. Материалы дела от 29.09.2023 N 050/06/105-36821/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 сентября 2023 г. N 050/06/105-36821/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023