Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Мацукова Александра Леонидовича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства социального развития Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку блок - контейнеров металлических для нужд государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Добрый дом "Шатурский" (извещение N 0848200001123000324 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 18.09.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 26.09.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупи является поставка блок - контейнеров металлических для нужд государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Добрый дом "Шатурский".
Заказчиком в Приложении 1 к Описанию объекта закупки "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки" Описания объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара "Блок - контейнер металлический".
При этом, согласно Описанию объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Сведения об объекте закупки:
КТРУ - 25.11.10.000-00000003 - Блок-контейнер металлический".
Кроме того, Заказчиком в разделе "Объект закупки" извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
Тип объекта закупки | ||||
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||
Блок-контейнер металлический |
25.11.10.000-00000003 |
Вид |
Утепленный |
|
Изучив документы и сведения, а также извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что действия Заказчика в части применения указанной позиции КТРУ не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, Заявителем не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, согласно позицией КТРУ 25.11.10.000-00000003 - "Блок-контейнер металлический" установлена обязательная для применения характеристика "Вид", а также установлены, в том числе следующие характеристики: "Высота (внешняя)", "Высота ворот", "Высота двери", "Длина (внешняя)", "Количество окон", "Комплектация", "Материал внутренней обшивки потолка", "Материал внутренней обшивки стен", "Материал кровли", "Наличие внутренней двери в воротах", "Тип ворот", "Тип двери", "Тип покрытия металлоконструкций", "Тип по исполнению", "Тип конструкции", "Ширина двери".
При этом, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте позиция КТРУ 25.11.10.000-00000003 - "Блок-контейнер металлический" обязательна к применению с 29.12.2022 года.
Согласно Приложению 1 к Описанию объекта закупки "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки" Описания объекта закупки установлены, в том числе следующие требования к техническим характеристикам поставляемого товара "Блок - контейнер металлический": "Устанавливаемые блоки-контейнеры по цветовой гамме должны сочетаться с уже имеющимися постройками на территории Заказчика: цвет эмали может быть красно - коричневый, темно-коричневый", "Стеновой профлист с высотой волны не менее 8 мм, с полимерным покрытием, толщиной 0,5 мм (миллиметров), цвет - RAL6005 (зеленый)", "гидро-ветроизоляция - паропроницаемая мембрана (100 % полипропилен)", "температурный диапазон применения материала от - 60 до + 80 0С (градусов по шкале Цельсия)", "обрешетка требуется из доски хвойных пород размером
50 и <100 мм (миллиметров)", "в полости между лагами должен быть утеплитель с перехлестом слоев, толщиной
99 и
150 мм (миллиметров)".
Таким образом, Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки в части характеристик поставляемого товара в Описании объекта закупки на поставку блок - контейнеров металлических Заказчиком не размещено надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями КТРУ, в полной мере раскрывающее потребность Заказчика, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Приложении 1 к Описанию объекта закупки "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки" Описания объекта закупки не представляется возможным однозначно определить, какие характеристики необходимо предоставить участникам закупки в отношении поставляемого товара "Блок - контейнер металлический".
Изучив документы и сведения, а также извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что формирование описания объекта закупки Заказчиком подобным образом ограничивает участников закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, ненадлежащим образом был дан ответ на запрос о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный на Официальном сайте, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием Официального сайта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает на Официальном сайте разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 22.09.2023 NРИ1, согласно которым:
"Уважаемый поставщик, в ответ на ваш запрос сообщаем следующее:
Требования к описанию и характеристикам поставляемых товаров составлялись с учетом потребности Заказчика, а также особенностей и условий дальнейшей эксплуатации блок-контейнеров. В техническом задании прописано: "К поставке предлагать только товары, указанные в Техническом задании!!!".
Стеллажи, прописанные в техническом задании, входят в комплектацию блок-контейнеров и обязательны к поставке. Расчет цены также производился с учетом стеллажей, указанных в техническом задании. Поставляемые стеллажи должны соответствовать требованиям, установленным техническим заданием".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"При отправлении ответа на запрос по технической ошибке не был направлен сам вопрос запроса, но по тексту ответа было отвечено и понятна тема вопроса".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части предоставления ответа на запрос о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мацукова Александра Леонидовича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 02.10.2023 N 050/06/105-36850/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 октября 2023 г. N 050/06/105-36850/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023