Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного управления по обеспечению деятельности мировых судей московской области (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП ТЭК-Торг (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений судебного участка (извещение N 0148200000823000056 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 21.09.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 695 380,17 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.09.2023;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержат предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений судебного участка.
Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено, в том числе следующее:
"6) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком не раскрыт перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ или услуг требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Описания объекта закупки.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1) Заказчиком в Описании объекта закупки приложения N 5 к контракту установлены в том числе следующие требования:
"9.1. В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта и перед непосредственным выполнением Работ, Подрядчик выполняет следующие мероприятия, обеспечивающие организацию и выполнение работ с надлежащим качеством и в установленные Контрактом сроки:
9.1.7. Запрашивает и получает у Заказчика в электронном виде проектную документацию на выполнение текущего ремонта Объекта после выполнения п.п. 9.1.1. - 9.1.6.
9.23.1 Заказчик обязан по запросу Подрядчика предоставить комплекты проектной документации (ПД) на ремонт на бумажном носителе после передачи ему Объекта для выполнения ремонта".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений судебного участка.
Кроме того, в составе извещения о проведении Аукциона размещена Локальная смета.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанного условия в Описании объекта закупки вводят участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) Заказчиком в Описании объекта закупки приложения N 5 к контракту установлены требования к Подрядчику, в том числе следующие:
"9.12.2. Обеспечить в течение всего периода исполнения Контракта наличие на Объекте первичных средств пожаротушения, исправных, освидетельствованных, готовых к применению (не менее двух порошковых огнетушителей типа ОП-10(б)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с Описанием объекта закупки, помещение передается Подрядчику по Акту (прилагается) для выполнения работ по ремонту, ответственность за объект несет подрядчик. На время ремонтных работ пожарная сигнализация отключена. Принимая во внимание, что имущество заказчика на время ремонтных работ, а также архивы (судебные дела, в том числе постоянного срока хранения) остаются на ремонтируемом судебном участке, Заказчиком установлены данные требования во избежание рисков утраты имущества и судебных дел.
Учитывая изложенное, установление мер безопасности в виде наличия огнетушителей на объекте считаем обоснованным и необходимым.
Выбор вида огнетушителей - порошковые обусловлено тем, что при использовании
иных видов огнетушителей (например, углекислотные) происходит сильное повреждение имущества, в результате чего оно будет утрачено без возможности восстановления. Кроме огнетушители порошкового вида являются самыми доступными и наиболее распространенными среди остальных".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, а также представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к Подрядчику об обеспечении наличия на объекте порошковых огнетушителей типа ОП-10(б) не противоречат требования Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) Заказчиком в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе для товара по позициям 1, 2 "Розетка" по показателю "Номинальное напряжение" установлено значение " 220 и
250".
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае указания диапазона значений с одновременным использованием символов "<", ">", "", "
" и союза "и", участнику закупки необходимо предоставить одно значение из диапазона, указанного через данный союз".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам товара с четом положений инструкции по заполнению заявки подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявки на участие в закупке надлежащим образом, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3) Заказчиком в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе для товара по позиции 5 "Система защиты от протечки" по показателю "Наличие сигнализации" установлено значение "световой; звуковой; световой и звуковой".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки не установлено, каким образом необходимо предоставлять значения показателей с одновременным использованием символа ";" и союза "и", что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 03.10.2023 N 050/06/105-37008/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 3 октября 2023 г. N 050/06/105-37008/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023