Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.10.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
2023-2654
Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "____" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"____" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"____" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы с использованием видеоконференцсвязи посредством платформы "TrueConf":
от государственного заказчика - Министерство здравоохранения Республики Тыва:
- "____" действующий на основании доверенности от 23.06.2023 года N б/н;
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "____" действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 2,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя Т"____" (далее - ИП Т"____")
рассмотрев жалобу (вх. N 3681-ЭП/23 от 25.09.2023 года) ИП Т"____" (620075, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 77, 40, ИНН: "____") на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000823003454 на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей и централизация малых котельных зданий ГБУЗ РТ "Овюрская ЦКБ" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о сообщении о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб" N 202300187300000471.
Согласно жалобе ИП Т"____" заказчик неправомерно установил к участникам закупки требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ в соответствии с позицией 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 (далее - Постановление N 2571).
В ходе рассмотрения жалобы представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что объектом закупки является линейный объект, начальная (максимальная) цена превышает 5 млн. рублей, в связи с чем, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, были установлены в соответствии с позицией 8 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа поддержала доводы государственного заказчика.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения запроса котировок в электронной форме N 0112200000823003454 на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей и централизация малых котельных зданий ГБУЗ РТ "Овюрская ЦКБ", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
18.09.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000823003454 "Капитальный ремонт тепловых сетей и централизация малых котельных зданий ГБУЗ РТ "Овурская ЦКБ", начальная (максимальная) цена контракта: 9 900 000,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000823003454 государственным заказчиком является Министерство здравоохранения Республики Тыва.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5.2 Раздела 5 Порядка определено, что заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Таким образом, ответственность за установление дополнительных требований к участникам закупки согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе несут заказчики Республики Тыва, в рассматриваемом случае, Министерство здравоохранения Республики Тыва.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупок на работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Как следует из проектно-сметной документации, в рамках рассматриваемого контракта подлежат работы на тепловых сетях и централизации малых котельных зданий ГБУЗ РТ "Овурская ЦКБ" с начальной (максимальной) ценой контракта: 9 900 000,00 рублей.
В силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся:
- линии электропередачи;
- линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
- трубопроводы;
- автомобильные дороги;
- железнодорожные линии;
- другие подобные сооружения.
Тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы к линейным объектам относятся тепловые сети, в том числе, наружные сети, следовательно, установление государственным заказчиком требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В свою очередь, заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обратное, а равно документов, подтверждающих о том, что извещение запроса котировок в электронной форме N 0112200000823003454, не соответствует Закону о контрактной системе, заявителем не представлены.
Таким образом, довод ИП Т"____" о неправомерности установления государственным заказчиком требования к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном части 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно извещению о проведении электронного запроса котировок уполномоченным органом установлены следующие требования к порядку внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии: "В соответствии с пунктами 31-33 Информационной карты документации".
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, информационная карта в составе приложенных документов к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме отсутствует.
При таких обстоятельствах, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, не указав порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии в печатной форме извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000823003454 нарушены требования пункта 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанные действия уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Т"____" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 16 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не указания в извещении о проведении электронного запроса котировок N 0112200000823003454 порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии.
3. В связи с признанием электронного запроса котировок N 0112200000823003454 несостоявшимся предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председательствующий Комиссии |
"____"
|
Члены Комиссии |
"____"
"____" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 октября 2023 г. N 017/06/105-93/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023