Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя Министерства культуры Российской Федерации Золкиной М.В., представители ООО "Лидер", АО "ЕЭТП" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению реставрационных работ и разработки рабочей документации по сохранению и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия федерального значения: - "Дом жилой кон. XVIII в. - 1840-е годы", расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 4А. - "Дом жилой кон. XVIII - нач. XIX вв.", расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 6 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007723000179) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) неправомерно устранившего в Извещении требование к участникам закупки в соответствии с позицией 2 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);
2) неправомерно объединившего в один лот выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия на двух объектах культурного наследия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 03.10.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.10.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.09.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 889 363 730,08 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05408011140196486243;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.09.2023;
6) на участие в Конкурсе поданы 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 28.09.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано АО "АРПТ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 884 916 911,43 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, поскольку при исполнении контракта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Извещением установлено, что объектом закупки является выполнение реставрационных работ и разработка рабочей документации по сохранению и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия федерального значения: - "Дом жилой кон. XVIII в. - 1840-е годы", расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 4А. - "Дом жилой кон. XVIII - нач. XIX вв.", расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 6.
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N 2571.
Позицией 2 приложения к Постановлению N 2571 устанавливается дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Из довода жалобы следует, что в ходе исполнения контракта будут затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия, в связи с чем в Извещение необходимо установить требование к участникам закупки в соответствии с позицией 1 приложения к Постановлению N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в ходе исполнения контракта будет выполнено зонирование внутреннего пространства в соответствии с концепцией музейного центра Бахрушинского музея.
Вместе с тем перепланировка существующих помещений не затрагивает несущие конструктивные элементы, а общие площади и строительные объемы объектов культурного наследия останутся неизменными.
Комиссия, изучив Извещение, не установила наличие видов работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, так как производство работ осуществляется на двух объектах культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Извещением установлено, что объектом закупки является выполнение работ по проведению реставрационных работ и разработке рабочей документации по сохранению и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия федерального значения: - "Дом жилой кон. XVIII в. - 1840-е годы", расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 4А. - "Дом жилой кон. XVIII - нач. XIX вв.", расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 6 (далее - Работы).
Согласно техническому заданию Извещения выполнение Работ осуществляется по адресам:
- Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 4А;
- Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 6.
Комиссией установлено, что согласно единому государственному реестру объектов культурного наследия и Извещению объекты имеют свой реестровый номер в качестве объекта культурного наследия.
Так, реестровый номер объекта, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 4А - 71:30:050102:1278, а реестровый номер объекта, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Металлистов, д. 6 - 71:30:050102:775.
Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии представлен контракт от 20.09.2023 N 253Б/2023 на выполнение кадастровых работ (далее - Контракт), согласно которому два земельных участка, расположенных по вышеуказанным адресам, будут объединены в один земельный участок.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что Заказчиком создается единое музейное пространство на базе двух зданий, объединённых одной территорией, что подтверждается Контрактом.
Кроме того, объекты культурного наследия имеют общую систему инженерных коммуникаций, зависящих друг от друга (электроснабжение, теплоснабжение), в связи с чем проведение реставрационных работ с отключением инженерных систем на время только по одному объекту не представляется возможным.
Также после завершения реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия и исполнения Контракта предусмотрено проведение работ по благоустройству общей единой территории с мероприятиями, направленными на улучшение отведения воды от стен зданий и с прилегающей территории, а также составление единой концепции музейного центра, которые в будущем будут соединены надземным пешеходным переходом.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены информация и документы, в соответствии с которыми объекты культурного наследия составляют единый музейный центр, имеют общую техническую и функциональную взаимосвязь, систему инженерных коммуникаций, зависящих друг от друга, предусматривающие их отключение на время проведения реставрационных работ, в связи с чем выполнение Работ указанных объектов культурного наследия осуществляется в рамках единого процесса.
Вместе с тем Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2023 г. N 28/06/105-214/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023