На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение УМВД России по Омской области (далее - Заявитель, Заказчик), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ПАО "Сбербанк" (далее - Банк), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: г. Омск, 21 Амурская ул., д. 3 корп. 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0152100006722000003) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Банка, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно обращению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Банка, направившего Заявителю денежные средства ООО "АНТЕ" (далее - Участник), внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не в полном объеме.
В ходе проведения внеплановой проверки 28.09.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.10.2023.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Банка, Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об Аукционе (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 309 070 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.03.2022;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 3 заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признан Участник с предложением о цене контракта в размере 2 309 070 руб.;
10) между Заказчиком и ООО "Автомобильные дороги и мосты" заключен контракт от 25.04.2023 N 14/2-13 с ценой 2 309 070 руб.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе. На денежные средства, заблокированные в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе,не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, перевода в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона о контрактной системе, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки на счет, на котором в соответствии с законодательством
Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе
Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции,предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в связи с его уклонением от заключения контракта.
Согласно обращению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Банка, направившего Заявителю денежные средства ООО "АНТЕ", внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не в полном объеме.
В соответствии с Извещением размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 11 545, 35 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2022 N ИЭА1 по результатам проведения Аукциона победителем признан Участник.
При этом, согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.04.2022 NППУ20_1, Участник признан уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения Аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что Омским УФАС России рассмотрено обращение Заказчика о включении сведений об Участнике в Реестр в связи с уклонением Участника от заключения контракта по результатам проведения
Аукциона и принято решение от 18.04.2022 по делу N РНП-55-63-2022 о включении сведений об Участнике в Реестр (далее - Решение).
Представитель Оператора электронной площадки на заседание Комиссии представил письменные пояснения и сообщил, что 19.09.2022 в 14:05:53 Оператором электронной площадки в адрес Банка направлена информация о реквизитах специального счета, открытого в ПАО "Сбербанк" N 40702810445000013733 (далее - Специальный счет) для перечисления денежных средств Участника в размере обеспечения заявки Заказчику.
При этом согласно платежному поручению от 19.09.2022 N 11689 на счет Заказчика перечислено Банком 10 926, 57 руб.
На заседании Комиссии представитель Банка представил сведения, согласно которым 19.09.2022 в адрес Банка от Оператора электронной площадки поступило 4 запроса на перечисление денежных средств на общую сумму 25 933, 83 руб.,в том числе запрос на перечисление денежных средств Участника Заказчику.
Банком на основании указанного запроса 19.09.2022 произведена разблокировка денежных средств и сформировано инкассовое поручение о переводе денежных средств на счет Заявителя.
При этом, на заседании Комиссии представитель Банка пояснил, что в связи с недостатком денежных средств на Специальном счете на момент обработки инкассового поручения, его исполнение произведено на сумму доступного остатка в размере 10 926, 57 руб., остаток в размере 618, 78 руб. помещен в очередь неисполненных инкассовых поручений.
Вместе с тем согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе на денежные средства, заблокированные в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что действия Банка нарушают часть 8 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, информация о включении сведений об Участнике в Реестр размещена 21.04.2022.
При этом в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Оператором электронной площадки в адрес Банка направлена информация о реквизитах Специального счета для перечисления денежных средств Участника в размере обеспечения заявки Заказчику в связи с включением сведений о нем в Реестр 19.09.2022, то есть по истечении регламентированного срока направления такой информации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами,Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Банка, Оператора электронной площадки нарушение части 8, пункта 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Банку предписание об устранении выявленного нарушения
Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 04.10.2023 по делу N П-268/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в действиях Оператора электронной площадки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2023 г. N П-268/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023