Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Сысоева Константина Владимировича на действия
Заказчика УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОУЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона N 0360300067823000007 "Выполнение работ по замене существующих оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N6 "Солнышко" г. Новоузенска Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
27.09.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Сысоева
Константина Владимировича на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОУЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона N 0360300067823000007 "Выполнение работ по замене существующих оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N6 "Солнышко" г. Новоузенска Саратовской области (далее - Аукцион).
Лицо, подавшее жалобу, уведомлено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседании Комиссии отсутствовало.
Представитель заказчика на заседании Комиссии отсутствовал, предоставлено возражение на жалобу.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
15.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОУЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 061 855, 67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно извещению, объектом закупки является выполнение работ по замене существующих оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N6 "Солнышко" г. Новоузенска Саратовской области"
Из жалобы Заявителя следует, что нарушение состоит в части неправомерного установления требований согласно части 2 статьи 31 Закона о Контрактной системе.
Объект закупки данного аукциона "Выполнение работ по замене существующих оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад Моб "Солнышко" г. Новоузенска Саратовской области"" относится к отдельным видам товаров, работ, услуг, которые перечислены в данном Постановлении, но данный объект закупки (замена всех окон) относится к другому пункту вышеуказанного Постановления, а именно: 10. Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) Однако данный пункт Постановления имеет силу только при сумме НМЦК свыше 5 млн рублей.
В соответствии с этим, как следует из пояснений Заказчика, указанных в возражении на жалобу согласно требованиям Постановления от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства российской федерации" позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Замена окон - это текущий, а не капитальный ремонт, что прямо подтверждает правомерность установления дополнительного требования к закупке. Так, для определения необходимости предъявления дополнительных требований к участникам закупки, требуется разграничение понятий "реконструкция объектов капитального строительства", "капитальный ремонт объектов капитального строительства", "текущий ремонт".
Данные понятия определены в пунктах 14 и 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с письмом Минстроя России от 11.06.2021 N 24278-МЕ/06, помимо определений, закрепленных в ГрК РФ, для разграничения реконструкции, капитального и текущего ремонта рекомендуется руководствоваться "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы.
"Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социальнокультурного назначения", утвержденные приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312.
Так, согласно указанному письму, текущий ремонт здания - это одна из мер, которые должны предприниматься в целях обеспечения надлежащего технического состояния здания, то есть поддержания параметров его устойчивости и надежности, исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
К такому ремонту, как правило, относится устранение неисправностей, которые выявляются при повседневной эксплуатации здания, работы по систематическому и своевременному предохранению здания от преждевременного износа. При этом здание практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются.
Таким образом, основным отличительным признаком капитального от текущего ремонта является цель его проведения, если текущий ремонт предназначен для поддержания параметров устойчивости и надежности зданий, то при капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется замена или восстановление строительных конструкций объекта либо его элементов, в том числе такая замена (восстановление) может улучшать показатели конструкций и элементов. При проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений. 30 ноября 2021 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведений текущего ремонта зданий, сооружений", которым установлено, что при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств таких элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения согласно приложению к этому постановлению. Согласно вышеуказанному постановлению п.16 замена оконных блоков - текущий ремонт здания.
Согласно позиции 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) заказчику при осуществлении закупки работ по текущему зданий, сооружений наличие у участника закупки соответствующего опыта подтверждается одним из следующих опытов выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ потекущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ покапитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Исходя из изложенного Заказчиком правомерно установлено дополнительное требование Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Сысоева Константина Владимировича на действия
Заказчика УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОУЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении электронного аукциона N 0360300067823000007 "Выполнение работ по замене существующих оконных блоков на пластиковые окна из ПВХ в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N6 "Солнышко" г. Новоузенска Саратовской области" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 4 октября 2023 г. N 064/06/31-1283/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023