Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее -Инспекция) в составе:
в присутствии представителя Министерства образования Республики Мордовия - _., действующего на основании доверенности N754 от 16.05.2023 года (со сроком действия 3 (три) года) (заседание Инспекции 27.09.2023 года);
в результате проведения внеплановой проверки в период с 11 сентября 2023 года по 05 октября 2023 года электронного аукциона N0809500000323001818 на закупку стоек для презентационного оборудования в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N1576 (далее - Правила), на основании приказов Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении Министерства образования Республики Мордовия" от 08.09.2023 года N190/23; "О продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении Министерства образования Республики Мордовия" от 21.09.2023 года N200/23,
УСТАНОВИЛА:
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 23.05.2019 года NПр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 года N2), Федеральной антимонопольной службы NМЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 года Мордовским УФАС России проведена внеплановая проверка электронного аукциона N0809500000323001818 на закупку стоек для презентационного оборудования (далее - Аукцион), в результате осуществления которой Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Министерства образования Республики Мордовия (далее - Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru 02.05.2023 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 318 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 12.05.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 12.05.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.05.2023.
Код бюджетной классификации: 8090709022E452130244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Образование" (федеральный проект "Цифровая образовательная система").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 12.05.2023 (+03:00) поступило 5 заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1915075; 1916514; 1916803; 1917133; 1917171. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (1916803), предложившего цену контракта 1 837 741 рублей.
26.05.2023 года Заказчиком с Индивидуальным предпринимателем _ заключен государственный контракт N0809500000323001818 на поставку стоек для презентационного оборудования (реестровый номер контракта: 2132604719723000013) (далее - Контракт).
1. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе постановление от 30.04.2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень)
В силу пункта 3 Постановления N616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 20, 21, 40 - 43, 70 - 76, 78 - 86, 94 - 117 и 134 перечня);
д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 67 - 72, 91 - 93 и 99 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 62 - 66 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 67 - 72 и 99 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 62 - 66 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 - 7, 67 - 72, 91 - 93 и 99 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 62 - 66 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
ж) закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение.
В Перечень включен товар с ОКПД2 - 31.09.11 мебель металлическая, не включенная в другие группировки (пункт 138 Перечня).
Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка стоек для презентационного оборудования (код ОКПД2: 31.09.11.120 - стеллажи, стойки, вешалки металлические; код позиции КТРУ - 31.09.11.120-00000011).
При этом согласно извещению об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N616, не применяется согласно подпункту "в" пункта 3 Постановления N616 в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки.
Согласно описанию объекта закупки, размещенному в составе извещения о проведении закупки N0809500000323001818, к поставке Заказчику требуются стойки для презентационного оборудования (без указания товарного знака). При этом как следует из обоснования необходимости использования дополнительной информации в качестве характеристик, обеспечивающих совместимость, Заказчиком указаны:
- "Формат крепления VESA, мм" с не подлежащим изменению участниками закупки значением показателя "от 200*200 до 800*400";
- "Цвет стойки" с не подлежащим изменению участниками закупки значением показателя "черный".
Согласно позиции Заказчика, отраженной в письме N5271 от 29.09.2023 года (вх.N4842-ЭП/23 от 02.10.2023 года), электронный аукцион N0809500000323001818 был направлен на закупку оригинальных стоек для обеспечения безопасного взаимодействия с интерактивными панелями NexTouch NextPanel 75S, закупленными по государственному контракту N0809500000323000209 от 21.02.2023 года (страна происхождения - Российская Федерация). Также Заказчиком представлено письмо Общества с ограниченной ответственностью "НЕКС-Т" исх.N241/1 от 02.05.2023 года, согласно которому общество рекомендует использовать для крепления интерактивной панели NexTouch NextPanel 75S оригинальную мобильную напольную стойку NextMobi 55-75, использование неоригинальных мобильных напольных стоек для крепления вышеуказанной интерактивной панели не гарантирует правильную и безопасную эксплуатацию панелей, совместимость обеспечивается форматом крепления VESA 800*400.
Между тем Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано Заказчиком на основании трех коммерческих предложений:
- мобильная стойка с кронштейном (без указания товарного знака, страна происхождения - Россия) (поставщик N1);
- мобильная стойка с кронштейном ONKRON (без указания товарного знака, страны происхождения товара) (поставщик N2);
- мобильная стойка с кронштейном Wize Pro (без указания товарного знака, страны происхождения товара) (поставщик N3).
Кроме того, 26.05.2023 года Заказчиком с Индивидуальным предпринимателем _ заключен государственный контракт N0809500000323001818 на поставку стоек для презентационного оборудования, характеристики которого указаны в приложении N1 к Контракту (спецификация товара).
Согласно приложения N1 к заключенному Контракту к поставке подлежат стойки для презентационного оборудования (без указания товарного знака) со страной происхождения - Китай.
21.06.2023 года на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе сторонами контракта заключено дополнительное соглашение N1 об изменении поставляемого товара - стойка для презентационного оборудования Electriclight MCT-6-Г со страной происхождения - Республика Беларусь (формат крепления VESA, мм - от 100*100 до 850*500).
Представители Заказчика не представили в адрес Мордовского УФАС России сведений, позволяющих однозначным образом подтвердить несовместимость интерактивных панелей со стойками для презентационного оборудования иных товарных знаков, напротив, материалы дела указывают, что у Заказчика отсутствовала потребность в поставке оригинальных стоек для презентационного оборудования. Следовательно, в рассматриваемом случае не применение Заказчиком запрета на допуск товаров иностранного происхождения, предусмотренного Постановлением N616, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Постановления N616 в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки, является не правомерным.
Таким образом, Инспекция Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в извещении об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N616, нарушают положения части 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок осуществление приемки поставленного товара оформляется с обязательным использованием единой информационной системы в сфере закупок, в том числе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур (в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
К документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке (пункт 2 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие информация и документы: информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке.
Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 103 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 года N60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
Подпунктом "а" пункта 11 Правил установлено, что в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) в том числе информация и документы о приемке поставленного товара, в том числе поставленного заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, о приемке выполненной работы (ее результатов), о приемке оказанной услуги:
документ о приемке в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
дата подписания заказчиком документа о приемке;
наименование, количество, единица измерения поставленного товара, объема выполненной работы, оказанной услуги;
стоимость исполненных обязательств;
наименование страны происхождения товара, информация о производителе товара (при наличии) и т.д.
В силу части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке.
Согласно счет-фактуре N121 от 13.07.2023 года, подписанной представителем Заказчика 14.07.2023 года и размещенной в реестре контрактов 14.07.2023 года (информация об исполнении контракта N21326047197230000130006 (1) от 14.07.2023), следует, что индивидуальным предпринимателем поставлен, а Заказчиком принят товар на сумму 1 837 741,00 рублей со страной происхождения - Китай. Вместе с тем к указанному электронному документу о приемке приложены следующие документы: "акты", "сертификат до 160224", "декларация о соответствии до 120628", согласно которым страной происхождения поставленного товара является Республика Беларусь (дополнительное соглашение N1 от 21.06.2023 года).
Противоречия в указанных документах, размещенных Заказчиком в реестре контрактов, указывают на недостоверность информации о стране происхождения товара, поставленного по Контракту.
Таким образом, Инспекция Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в направлении сведений об исполнении контракта (счет-фактура N121 от 13.07.2023 года), содержащих недостоверную информацию о стране происхождения поставленного товара, для размещения на сайте ЕИС в реестре контрактов, нарушают требования части 3 статьи 7, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия Министерства образования Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N0809500000323001818 на закупку стоек для презентационного оборудования нарушением части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что по результатам электронной процедуры заключен контракт.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 октября 2023 г. N 013/06/99-580/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023