Резолютивная часть объявлена 09 октября 2023 года Изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
_ |
председатель Комиссии, |
_ |
член Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер") |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
|
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Курскавтодор" (далее - ОКУ "Курскавтодор", заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный конкурс |
|
Закупка N |
0144200001823000064 |
|
Объект закупки |
Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Советском, Черемисиновском и Касторенском районах Курской области в 2025 году |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
536 310 364 руб. 30 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
18.09.2023 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 20.09.2023 NИИ1 в ред. N2 |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
04.10.2023 |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
3 (три), идентификационные номера заявок K-126958, K-127615, K-127566 |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
"Безопасные и качественные автомобильные дороги" |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/6550718609, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
- по мнению заявителя, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") неправомерно объединены в один лот работы по ремонту автомобильных дорог в Курской области;
- гарантийный срок, принимаемый для слоев асфальтобетона дорожной одежды, установлен с нарушением требований п.2 Приложения к приказу Минтранса от 05.02.2019 N37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Приказ Минтранса от 05.02.2019 N37);
- в проекте контракта не применены типовые условия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N572);
- в проекте контракта отсутствует раздел "Гарантии качества по оказанным услугам";
- в нарушение ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" в описании объекта закупки отсутствует информация о ряде существенных условий по нанесению горизонтальной дорожной разметки.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- заказчик в письменном мотивированном объяснении, предоставленном в материалы дела (вх. N4963-ЭП от 09.10.2023), возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- ООО "Лидер" явку представителей не обеспечило, по ВКС не подключилось.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с ч.2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе..." Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено ФЗ "О контрактной системе...", должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 26.07.2023 NМШ/59508/23 "Об актуализации разъяснений ФАС России по вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе" с учетом указанных положений Закона о контрактной системе, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, по мнению ФАС России, возможно выделить критерии, нарушение которых свидетельствует о неправомерном формировании лота, в том числе: Для I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,2 млрд рублей, срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
На заседании Комиссии установлено, что выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта Российской Федерации осуществляется во II климатической зоне.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Советском, Черемисиновском и Касторенском районах Курской области в 2025 году, Начальная (максимальная) цена контракта 536 310 364,30 руб.
Заказчиком в п.5.1 Проекта контракта установлен срок выполнения работ: "Сроки выполнения ремонтных работ: С даты заключения контракта, но не ранее 01.01.2025 по 01.09.2025", т.е. не менее 6 месяцев, предусмотренных в качестве критерия ФАС России.
При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика при объединении в один лот работ по ремонту автомобильных дорог в районах Курской области не противоречат положениям законодательства РФ о контрактной системе. В этой связи, довод жалобы N1 признается необоснованным.
2. В силу ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Советском, Черемисиновском и Касторенском районах Курской области в 2025 году.
Согласно Приказа Минтранса России от 24.08.2023 N292 "О признании утратившими силу приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2019 г. N 37 и от 17 августа 2021 г. N276" приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2019 г. N37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2019 г., регистрационный N 54850) утратил силу.
В связи с чем довод жалобы Заявителя N2 не нашел подтверждение материалами дела и признается необоснованным.
3. В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.11 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
В силу п.5 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В целях реализации ч.11 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 г. N572, которым утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (далее - Типовые условия).
При таких обстоятельствах, при выполнении работ по ремонту автомобильных дорог контракт должен включать в себя все типовые условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2023 г. N572.
Как следует из извещения об осуществлении закупки проект контракта размещен Заказчиком одновременно с извещением об осуществлении закупки 20.09.2023.
Как подтверждается материалами дела, наименование разделов и структура проекта контракта, сформированного Заказчиком, в большей части не соответствует положениям Типовых условий. Вместе с тем, по своему содержанию разделы, которые заказчик включил в проект контракта соответствуют Типовым условиям.
При таких обстоятельствах, довод жалобы N3 Комиссия признает частично обоснованный, а Заказчика нарушившим требования ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2023 г. N572.
4. По мнению заявителя, Заказчиком в проекте контракта не установлен раздел "Гарантии качества по оказанным услугам".
Как следует из материалов дела, заказчику требуется "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог_", а не оказание услуг.
Комиссией Курского УФАС России по результатам проведения проверки установлено, что проект контракта извещения об осуществлении закупки N0144200001823000064 содержит раздел "Гарантии качества. Обеспечение гарантийных обязательств".
При таких обстоятельствах, довод жалобы заявителя N4 не нашел подтверждения материалами дела.
5. В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе...", при описании объекта закупки должен руководствоваться Правилами описания объекта закупки, предусмотренными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
По мнению заявителя, в нарушение ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" в описании объекта закупки "отсутствует информация о ряде существенных условий по нанесению горизонтальной дорожной разметки, а именно:
- протяжённость линий горизонтальной дорожной разметки, в том числе объём, выполняемый ручным способом и объём, выполняемый механизированным способом;
- площади горизонтальной дорожной разметки, в том числе объём, выполняемый ручным способом и объём, выполняемый механизированным способом;
- тип линий горизонтальной дорожной разметки".
Заказчик со своей стороны в письменных объяснениях указал, что в описании объекта закупки в части дорожной разметки установлено требование о соответствии ГОСТ Р 51256-2018. В электронном документе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" приложены локально-сметные расчеты, в которых определены вид и типы горизонтальной разметки.
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком в описании объекта закупки установлено следующее:
- по ремонту автомобильной дороги "Курск-Борисоглебск"-Касторное-граница Липецкой области"-Александровка, км 1+400 - км 8+400 "нанесение горизонтальной дорожной разметки";
- по ремонту автомобильной дороги Курск - Касторное" - Ледовское - граница Орловской области км 8+500 - км 14+865 "нанесение горизонтальной дорожной разметки термопластиком";
- по ремонту автомобильной дороги "Черемисиново - Подлесье" - Мяснянкино км 2+700 - км 6+400 "нанесение горизонтальной дорожной разметки";
- по ремонту автомобильной дороги Курск - Касторное, км 117+300 - км 123+200 "нанесение горизонтальной дорожной разметки термопластиком".
Вместе с тем, характеристики "Разметки" и такие показатели, как например, способ её нанесения и площадь/объем, в описании объекта закупки не содержатся, как достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене контракта, т.е. информация является не полной, что является нарушением ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_"
В связи с чем довод жалобы N5 признается частично обоснованным.
Запросы о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от участников не поступали.
Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса от 06.10.2023 на участие в закупке было подано 3 (три) заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и законодательства РФ о контрактной системе, определен победитель.
В этой связи, учитывая, что выявленные Комиссией Курского УФАС России нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.
В то же время, выявленные нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушений.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" обоснованной в части нарушения заказчиком - Областным казенным учреждением "Курскавтодор" требований ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений".
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Курскавтодор" нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N046/06/42-505/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении/об отказе в возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N N046/06/42-505/2023 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 октября 2023 г. N 046/06/42-505/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023