В связи с поступившей от гр. Cамерсовой Натальи Михайловны (вх. N 23933-ЭП/23 от 19.09.2023) информацией, перенаправленной ФАС России, использованию и охране памятников истории и культуры, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС), в составе:
при участии представителя:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик), по доверенности;
гр. Cамерсовой Натальи Михайловны (далее - Заявитель), лично;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение работ по благоустройству Исаакиевской площади (Этап 1, 2, 3) (реестровый номер контракта 2782001667423000045).
Адрес проверяемой организации: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 14;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
В реестре контрактов 02.06.2023 размещен контракт N 2782001667423000045 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Дата заключения контракта - 26.05.2023 г.;
Цена государственного контракта - 143 081 302,92 руб.
В обращении Заявители указывает на возможное нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика.
В ходе рассмотрения обращения на действия Заказчика 28.09.2023 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 02.10.2023.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
На заседании Инспекцией УФАС установлено, что на Официальном сайте Заказчик указывает следующее основание заключения контракта с единственным поставщиком: "Осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи".
Предметом контракта является: выполнение работ по благоустройству Исаакиевской площади (Этап 1, 2, 3).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В ходе заседания Инспекции УФАС Заказчик не представил доказательств, подтверждающих, что вышеупомянутый предмет контракта является следствием аварии, обстоятельством непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
Таким образом, Заказчик не имел права заключать договор с АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "САДОВО-ПАРКОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ" (АО "СПП "ЦЕНТРАЛЬНОЕ") как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обуславливая данный выбор п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Основываясь на ст. 24, 93 Закона о контрактной системе, Инспекция УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
Так же в ходе заседания Инспекции УФАС Заказчиком было представлено Постановление Комитета государственного финансового контроля г. Санкт-Петербурга по делу об административном правонарушении N 11-11-1894/23-0-0 от 15.06.2023. Согласно которому в действиях Заказчика были выявлены нарушения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Должностные лица были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика, в связи с ранее вынесенным Постановлением N 11-11-1894/23-0-0 от 15.06.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 октября 2023 г. N 11-142/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023