Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):;
ООО "Спироника" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24762-ЭП/23 от 28.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку абсорбента углекислого газа для отделения анестезиологии и реанимации (Клиника ВМТ) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Запроса котировок размещено 27.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100003423000936. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен установленный Законом о контрактной системе порядок описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Таким образом, исходя из приведенного выше описания следует, что при описании ряда товарных позиций, включенных в объект закупки, Заказчиком в полном объеме не определены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет в достаточной степени определить потребность Заказчика и в дальнейшем может затруднить поставку товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика и является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "ЗКДОК 513 Описание объекта закупки.doc" к извещению об осуществлении закупки.
Предметом закупки является поставка абсорбента углекислого газа для отделения анестезиологии и реанимации (Клиника ВМТ).
В отношении установленной требования по показателю "Твердость" Заказчик пояснил следующее:
Твердость абсорбента влияет на количество образовываемой пыли. Малое пылеобразование исключает непроходимость, не засоряет клапаны и фильтры дыхательной аппаратуры и дыхательного контура, также обеспечивает безопасность при заполнении абсорбера.
Твердость гранул адсорбента углекислого газа является основным показателем склонности к образованию пыли.
Образующаяся при эксплуатации пыль отрицательно влияет на срок эксплуатации наркозно-дыхательной аппаратуры за счет износа клапанов вдоха и выдоха с необходимостью проведения ее ремонта.
Образующаяся пыль, оседая на фильтрах пациента, усиливает сопротивление при проведении ИВЛ и скапливая на себе влагу способствует ухудшению защитных свойств и увеличивают проницаемость фильтра, а это влечет за собой риск возникновения "вентилятор-ассоциированных" пневмоний.
Указанный в жалобе Заявителя ГОСТ 6755-88 не может быть применен к закупаемому Заказчиком медицинскому изделию - абсорбента углекислого газа, в виду того что данный стандарт распространяется на химический известковый поглотитель ХП-И (поглотитель ХП-И), предназначенный для снаряжения средств химической защиты от двуокиси углерода и изготовляемый для нужд народного хозяйства и для экспорта.
ГОСТ 16188-70 также не может применяться для описания какого-либо товара, тем более медицинского изделия.
В отношении установленной требования по показателю "Абсорбент не растворимый в воде" Заказчик пояснил следующее:
Основное назначение абсорбента - удаление воды (влаги из воздуха) и углекислого газа (CO2). Если абсорбент накапливая воду (влагу) будет растворятся, то соответственно он не сможет выполнять свое прямое назначение.
При проведении анестезиологического пособия, особенно при проведении ее в режиме низкопоточной анестезии, в дыхательном контуре за счет абсорбции CO2, наблюдается образовании воды. Поэтому из факторов является устойчивость адсорбента к растворимости в воде.
В отношении установленной требования по показателю "Впитываемость СО2" Заказчик пояснил следующее:
Абсорбент предназначен для поглощения выдыхаемого углекислого газа (СО2) в реверсивном дыхательном контуре. При проведении анестезии по закрытому или полузакрытому контуру выдыхаемая газовая смесь, содержащая углекислый газ, возвращается в наркозно-дыхательный. В связи с этим возникает проблема удаления СО2 из дыхательного контура, в противном случае его концентрация на вдохе довольно быстро достигает опасных цифр, что приведет к гиперкапнии. Впитываемость СО2 - это основной показатель для абсорбента, определяющий эффективность его работы. Высокие показатели эффективности абсорбции и минимально возможный риск токсических осложнений создают условия для безопасности пациента, исключая риск возникновения гиперкапнии у пациента.
Основным предназначением является адсорбция CO2 дыхательной смеси при проведении анестезиологического пособия. Особенно это важно при проведении низкопоточной анестезии, когда для экономии анестетика подача свежего O2 сводятся к минимуму. Поэтому параметр "впитываемость CO2" является основной качественной характеристикой того или иного адсорбента.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N323 от 21.11.2011 Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Представитель Заказчика также пояснил, что при формировании объекта закупки руководствуется своими потребностями, и определяет предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, детализируя его в необходимой степени.
Установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения Извещения не противоречат Закону о контрактной системе.
Заказчик должен учитывать, что закупаемое изделие медицинского назначения оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение того, что при лечении пациентов максимально будут исключены любые нежелательные реакций и последствия в рамках оказания медицинской помощи. При этом главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий при использовании медицинского изделия. В каждом конкретном случае, каждая характеристика устанавливается исходя из клинической потребности, специфики работы, соблюдения интересов пациентов и имеет для Заказчика принципиальное значение.
Доказательств свидетельствующих об обратном представителем Заявителя не представлено.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем доводы жалобы не находят своего подтверждения и признаются необоснованным.
2. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС конструирует, что Заказчиком в описании объекта закупки также установлено общее требование о наличии соответствующих документов к поставляемому товару.
Вместе с тем, Заказчиком не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Фактически Заказчик не установил конкретные показатели и характеристики данного требования, которые позволяли бы определить соответствие закупаемых работ установленным извещением о закупке требованиям.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.7 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спироника" обоснованной частично.
2. Признать в Заказчика нарушение ч.3 ст.7 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2023 г. N 44-4034/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023