Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 28 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Синельникова Л.С. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24849-ЭП/23 от 29.09.2023) на действия комиссии Заказчика при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку бытовой техники (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.09.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200114123000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 598 200, 03 рублей.
В жалобе ИП Синельников Л.С. указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
(п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (П.1 Заказчику требуется Уровень шума при сушке - <64 дБ. Участником указано Уровень шума при сушке 62 дБ. Согласно п. 2.2.22 Инструкции по заполнению формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки": "2.2.22. При установлении требований к минимальному, к максимальному или альтернативному значению показателя, наименование показателя и требования к показателю товара разделено знаком ":". В случае, если наименование показателя и требования к его значениям разделяет знак "-", то требования к значению показателя товара являются не изменяемыми и указываются в заявке в неизменном виде (является приоритетным в случае противоречий)." П.2 Заказчику требуется Тип управления (характеристика не является обязательной для применения): Автоматическое, Полуавтоматическое, Ручное. Участником указано Тип управления (характеристика не является обязательной для применения): Автоматическое. Согласно п. 2.2.19 Инструкции по заполнению формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки": "2.2.19. При указании конкретных значений показателей третьего вида, предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, описанные с использованием слов, словосочетаний и знаков: "и", ","." Согласно пункту 2.2.6 Инструкции показатель третьего вида это: "2.2.6. показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться". Таким образом участник не предоставил обязательные для предоставления характеристики.).
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании закупаемого товара "Сушильная машина" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование по показателю "Уровень шума при сушке - <64 дБ".
Также в извещении о проведении закупки Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, согласно которой, при установлении требований к минимальному, к максимальному или альтернативному значению показателя, наименование показателя и требования к показателю товара разделено знаком ":". В случае, если наименование показателя и требования к его значениям разделяет знак "-", то требования к значению показателя товара являются не изменяемыми и указываются в заявке в неизменном виде (является приоритетным в случае противоречий).
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведённого положения инструкции следует, что при указании значений, указанных показателей, участник закупки должен был указать значение в неизменном виде, поскольку при описании указанной характеристики наименование показателя и требования к его значениям разделяет знак "-".
Из содержания заявки Заявителя следует, что участник закупки пренебрег указанным требованием инструкции и в отношении рассматриваемого показателя изменил значение показателя, указав значение, отличное от того, что было определено Заказчиком, что не соответствует требованиям извещения.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе, при этом для принятия решения об отклонении заявки достаточно одного законного основания.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В свою очередь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены, в том числе, следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре:
2.2.2. При описании товаров участники закупки предоставляют сведения: Заказчик, в целях определения соответствия товара, предлагаемого участником аукциона к поставке или используемого при выполнении работ или оказании услуг при выполнении работ использует следующие виды показателей (нумерация в порядке представления):
2.2.3.
2.2.4. - показатели (характеристики), для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2.2.5. - показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений;
2.2.6. - показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться.
2.2.7. - показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений;
2.2.8. По первому виду показателей участник закупки указывает в случае если установлено максимальное или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению, если иное не определено настоящей инструкцией. В случае если установлено максимальное и минимальное значение показателя одновременно, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленным значениям, если иное не определено настоящей инструкцией.
2.2.9. По второму виду показателей, участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующие требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
2.2.10. По третьему виду показателей участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующее требованиям аукционной документации и настоящей инструкции, если иное не определено настоящей инструкцией.
2.2.11. По четвертому виду показателей, которые определяются диапазоном значений, т.е. перечнем значений, лежащих в интервале между минимальным и максимальным значениями показателя), участник закупки указывает одно или несколько конкретных значений показателя, соответствующие установленным значениям и настоящей инструкции. По данному виду показателей участник должен указать нижнюю и верхнюю границу диапазона значений, удовлетворяющих требованиям технического задания, если иное не описано настоящей инструкцией.
2.2.12. При заполнении заявки и указании конкретных показателей (конкретных значений показателей) недопустимо использовать знаки и выражения: -
,
,
~
,
от
,
до
,
/
,
<
,
>
,
,
,
, обозначающие диапазоны значений с закрытыми или открытыми границами интервала, варианты значений, если иное не определено настоящей инструкцией.
2.2.13. При подготовке заявки все недопустимые термины должны быть заменены. При указании конкретных показателей, участником закупки, в обязательном порядке указывается единица измерения показателя, в соответствии с единицами измерений установленными документацией о закупке. Недопустимо изменять в заявке единицы измерения показателей.
2.2.14. Если значение показателя (характеристики) товара является отрицательным значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел, в том числе при установлении требований к температурным показателям.
2.2.15. При указании конкретных значений показателей первого вида предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, равные или ниже/выше значений, установленных настоящей документацией, для которых установлены минимальные или максимальные значения с использованием знаков и выражений: <
,
>
,
,
.
2.2.16. При указании требований к значениям показателей с использованием только одного предлога "от" или "до" предлог "от" следует считать аналогом , предлог
до
следует считать аналогом
.
2.2.17. При указании конкретных значений показателей второго вида, предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, выбранные из представленных в настоящей документации вариантов, описанные с использованием слов или словосочетаний: "или", "и/или", "либо", а также с использованием знака: "/". Если при описании требований к значению показателя, для которых указаны варианты значений, Заказчиком использован союз "либо" разделяющий требуемые значения, который свидетельствует о том, что необходимо указать только одно из предложенных значений. В случае установления к значению показателя характеристики "опционально" участник обязан указать соответственно наличие или отсутствие данной опции в предлагаемом к поставке товаре с использованием слов "наличие", "отсутствие", "да", "нет", "имеется", "не имеется" или аналогичных исключающих двоякое толкование.
2.2.18. Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, описанных с использованием союзов "или", "либо" и словом "опционально", участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного варианта значения показателя. По показателям, которые установлены для остальных значений (которые не выбрал участник), участник указывает следующие слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х".
2.2.19. При указании конкретных значений показателей третьего вида, предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, описанные с использованием слов, словосочетаний и знаков: "и", ",".
2.2.20. При установлении требований к значению показателей для которых указаны варианты значений одновременно с использованием знаков "," и ";", "/" участник должен указать обязательно характеристики, отделенные "," и при наличии возможности одно или несколько вариантов значений разделенных с использованием знаков ";" и"/", либо их отсутствие.
2.2.21. При предоставлении сведений о конкретных показателях товаров не допускается исключение слов (словосочетаний) любых знаков из наименований показателей.
2.2.22. При установлении требований к минимальному, к максимальному или альтернативному значению показателя, наименование показателя и требования к показателю товара разделено знаком ":". В случае, если наименование показателя и требования к его значениям разделяет знак "-", то требования к значению показателя товара являются не изменяемыми и указываются в заявке в неизменном виде (является приоритетным в случае противоречий).
2.2.23. Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания "более/не более", "менее/не менее" и аналогичных по смыслу или знаки <
,
>
,
,
, указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
2.2.24. Характеристики/показатели товаров описанные с использованием символов: -
,
,
~
,
<
,
>
,
,
,
обозначающие диапазоны значений с закрытыми или открытыми границами интервала, относятся к показателям четвертого вида.
2.2.25. Требования к знаку "/" ("слэш"), представленные в настоящей инструкции, не применяются в случае, если указанный знак "/" используется в единице измерения или в числе, выраженном в виде простой (обыкновенной) несократимой дроби.
2.2.26. При указании значений с использованием знаков: "-", "~" или слов "от", "более", "до", "менее" минимальным является значение, указанное до знаков "-", "~" или слов "от", "более", максимальным - значение, указанное после знаков: "-", "~" или слов "до", "менее".
2.2.27. При указании значений показателей границы интервала включаются, за исключением показателей разделенных знаками "-", "<", ">" в таком случае границы интервала не включаются.
2.2.28. Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "X1 ~ X2" (где X1, X2 - требуемые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений. Исключением являются случаи, когда единица измерения установлена в наименовании показателя, в данном случае Участнику требуется указать один из вариантов значений, указанных через знак "~".
2.2.29. При указании требования к показателю установленного с использованием знака "_", по данному виду показателей участник должен указать значение, являющееся диапазоном без изменений.
2.2.30. При указании значений с использованием знака "" минимальным является значение, рассчитанное как разность между значением, стоящим до указанного знака и после него, максимальным - рассчитанное как сумма значений, стоящих до указанного знака и после него, включая границы интервала в обоих случаях. В таком случае в заявке следует указать верхнюю и нижнюю границы диапазона значений, удовлетворяющих требованиям технического задания. В случае отсутствия перед знаком "
" какого-либо числа, за значение, стоящее до указанного знака следует принимать число "0".
2.2.31. В случае указания строгого неравенства в описании показателей товаров границы диапазона, обозначенные в виде минимальных/максимальных значений, не могут являться конкретными значениями показателей, в случае указания нестрогого неравенства - могут.
2.2.32. Строгое неравенство подразумевает неравенство двух сравниваемых объектов. Нестрогое неравенство допускает равенство сравниваемых объектов. В случае если при описании требований к значению показателя указываются варианты значений, разделенные союзами в форме "и/или", необходимо указать только один союз.
2.2.33. При установлении Заказчиком требований, когда наименование показателя содержит более одной однотипной характеристики (например, "тип открытия, закрытия", "скорость ч/б; цветного копирования" "прочность при разрыве до и после старения"), следует считать, что уточняющие слова/знаки/словосочетания такие как "и", "/", ";" относятся к каждой из них. В этом случае, участнику следует указать значение показателя для каждой однотипной характеристики (например, через запятую в том же порядке) отделив их.
2.2.34. Недопустимо в заявке указывать слова (словосочетания) и символы (знаки) допускающие не однозначное толкование значения показателей.
2.2.35. Значение показателя, заключенное в круглые скобки, знак "(_)", является не изменяемым, указываются участником без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями, за исключением случаев, когда показатель является несоответствующей (несуществующей) характеристикой товара для выбранного значения показателя, который он вправе не указывать в соответствии с положениями настоящей инструкции. 2.2.4. В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений, заявка на участие в закупке может быть признана несоответствующей требованиям документации о закупке, что влечёт за собой отказ в допуске к участию в закупке.
Проанализировав содержание вышеприведенного положения инструкции, Комиссия УФАС также констатирует, что установленная Заказчиком инструкция в указанной части содержит неопределенную формулировку, не позволяющую определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены варианты значений, а в каких - участник закупки должен указать значение в неизменном виде, в частности, в п. 2.2.19. инструкции Заказчиком определено, что при указании конкретных значений показателей третьего вида, предлагаемого к поставке или используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник закупки обязан указать конкретные значения показателей, описанные с использованием слов, словосочетаний и знаков: "и", ",". С другой стороны, в п. 2.2.20 инструкции Заказчиком установлено, что при установлении требований к значению показателей для которых указаны варианты значений одновременно с использованием знаков "," и ";", "/" участник должен указать обязательно характеристики, отделенные "," и при наличии возможности одно или несколько вариантов значений, разделенных с использованием знаков ";" и"/", либо их отсутствие.
Неопределенность вышеприведенных положений инструкции может толковаться расширительно, как участником закупки, так и комиссией Заказчика. Указанное обстоятельство позволяет прийти к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей, что не позволило Заявителю заполнить заявку, удовлетворяющую фактическим требованиям Заказчика.
Более того, анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе, в части, послужившей формальным основанием для отклонения заявок на участие в закупке, свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения.
Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения, трактовку относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Синельникова Л.С. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 октября 2023 г. N 44-4039/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023