Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Российская национальная библиотека" (далее - Заказчик):
ООО "Зонеко" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25025-ЭП/23 от 03.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для пунктов записи отдела фондов и обслуживания (извещение N 0372100000523000008),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для пунктов записи отдела фондов и обслуживания (извещение N 0372100000523000008) (далее - Запрос котировок).
Максимальное значение цены контракта - 800 363,78 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 18 050,01 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Зонеко", предложившее сумму цен единиц товара, работы, услуги - 13 107,00 рублей.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Зонеко" заключен государственный контракт N 008/23-Кт от 14.03.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Зонеко".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для пунктов записи отдела фондов и обслуживания (далее - Товар) по заявкам Заказчика, в течение 180 (ста восьмидесяти) дней с даты заключения Контракта (п. 2.1 Контракта).
Заказчиком на адрес электронной почты Поставщика (tender@zoneco.ru) 02.06.2023 была направлена заявка на поставку Товара в соответствии с условиями Контракта.
Письмом от 17.08.2023 N 1 Поставщик сообщил Заказчику, что поставка Товара, предусмотренного Контрактом невозможна.
Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка от 23.08.2023 N 985 на поставку Товара в соответствии с условиями Контракта.
Письмом от 23.08.2023 N 1 Поставщик сообщил Заказчику, что поставка Товара, предусмотренного Контрактом невозможна по причине приостановки в марте 2022 года ZebraTechnologies (США) всех поставок на территорию России.
Как следует из указанного письма, ООО "Зонеко" было известно о том, что ZebraTechnologies (США) приостановила поставки на территорию России своих товаров, при этом ООО "Зонеко" участвовало в конкурентных процедурах, где в описании объекта закупки был указан конкретный товарный знак ZebraTechnologies (США), предполагаемый к поставке. ООО "Зонеко" было признано победителем и с ним был заключён Контракт на поставку Товара с конкретным товарным знаком ZebraTechnologies (США).
Срок поставки Товара истёк 14.09.2023. Заявки Заказчика по состоянию на 15.09.2023 Поставщиком не исполнены, Товар, предусмотренный Контрактом Поставщиком не поставлен.
На основании изложенного, а также в соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450, п.п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч. 9, 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 10.5, 10.9, 10.10 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Зонеко" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Зонеко" своевременно приступило к выполнению условий Контракта, однако в ходе исполнения Контракта столкнулось с рядом трудностей, о которых был уведомлен Заказчик.
Поставщик ввиду возникшей экономической ситуации и введенными санкциями в отношении Российской Федерации в марте 2022 года понимал, что сроки поставки Товара Zebra увеличены. В ходе продолжительной работы за год ООО "Зонеко" был налажен параллельный импорт. Поставщик понимал, что срок поставки продукции Zebra составляет 5-6 месяцев с момента заказа. Для того, чтобы заранее понять потребность Заказчика ООО "Зонеко" с 09.03.2023 связывалось с ним для уточнения требуемого объема Товара. ООО "Зонеко" по телефону получило информацию о необходимом объеме Товара, на основании чего 09.03.2023 был сформирован счет для оплаты Заказчиком на сумму 581 183,44 рублей. Поскольку счет был составлен не на всю сумму Контракта, 800 363, 78 рублей, 09.03.2023 Поставщик предложил увеличить по необходимым позициям количество Товара, чтобы сразу у производителя оформить заказ на весь объем необходимого Товара. 10.03.2023 ООО "Зонеко" получило ответ от Заказчика, что в увеличении количества Товара не нуждается.
Поставщик оформил заказ на требуемый объем Товара, однако в ответ от дистрибьютера Zebra получил ответ следующего содержания: "На высоком уровне текущая позиция Zebra, объявленная на Partner Gateway 5 марта, выглядит следующим образом:
- Мы не будем принимать новые заказы для России и Белоруссии.
"Новые заказы" определяются как заказы, не принятые Zebra 5 марта 2022 года или ранее.
- Мы приостановили предоставление Услуг (включая услуги по ремонту и SaaS), гарантийную и техническую поддержку с 8 марта 2022 года."
"Глобальная руководящая команда Zebra приняла решение о том, что фактически немедленно мы не будем принимать новые заказы на товары и услуги в России. Санкции ограничили наши возможности по ремонту и технической поддержке наших клиентов и партнеров в России".
Как оказалось, в феврале-марте 2023 года США ввели десятый пакет санкций (за вторжение на Украину и принудительное усыновление украинских детей) на ранее налаженные каналы поставки и, как следствие, производители отказались размещать у себя заказы.
Данную информацию Поставщик незамедлительно довел до Заказчика по телефону 29.03.2023.
01.06.2023 исх. N 1 Поставщик направил письменное пояснение о невозможности поставки Товара в связи с введенными ограничениями.
02.06.2023 Поставщик получил ответ, в котором просил рассмотреть возможность поставки части Товара.
Также представитель Участника пояснил, что Товар с сайта интернет-магазина Поставщик не убирал поскольку ссылка на товар оптимизирована ключевыми словосочетаниями, описание товара оптимизировано рекламными и новостными текстами, страница с информацией о товаре оказывает влияние на показатель сайта со стороны поисковых систем. Для этих целей Поставщик заключил договор возмездного оказания услуг N 2 от 29.01.2022, стоимость услуг составила 752 000 рублей. В случае удаления товара с сайта интернет-магазина ООО "Зонеко" потеряет рейтинг и как следствие покупателей. В настоящее время ООО "Зонеко" ищет новые пути поставки импортного товара, ситуация может измениться в любой момент. Как только поставки будут налажены, товар на сайте обновлять не придется, как следствие оплачивать повторно услуги по продвижению товара будет не нужно.
05.06.2023 Поставщик ответил на вопрос Заказчика по сайту интернет-магазина.
06.06.2023, понимая невозможность поставки Товара, Поставщик предложил Заказчику поставить новое оборудование с расходными материалами. На предложение Поставщика ответа так и не последовало.
Понимая, необходимость поставить Товар согласно Контракту, Поставщик проанализировал российский рынок и направил запросы в компании, которые занимаются поставкой Zebra. На сайте поставщиков также были представлены артикулы товаров.
Поставщику удалось найти следующий товар из складских остатков поставщиков на территории Российской Федерации:
800011-147 - 3 штуки
800300-370EM - 3 штуки
105999-101 - 5 штук
105999-311 - отсутствуют.
В Scanberry (на который ссылается Заказчик в своем Решении, также был отправлен запрос). Согласно ответу менеджера Scanberry от 09.08.2023, продукцию Zebra они не возят.
14.08.2023 от Заказчика поступил запрос о наличии Товара.
В ответ на письмо Поставщиком было сообщено Заказчику о количестве Товара в наличии.
17.08.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
18.08.2023 Поставщик подписал со своей стороны форму соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон и направил в адрес Заказчика.
23.08.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика первую заявку на поставку Товара, при этом объем Товара был увеличен до цены Контракта.
В ответ на заявку Поставщик в очередной раз пояснил о невозможности поставить Товар в том объеме, который указан в заявке, просил принять тот Товар, который есть в наличии. Ответа на письмо так и не последовало.
18.09.2023 Заказчик в ЕИС разместил решение об одностороннем расторжении контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Зонеко" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в действиях ООО "Зонеко", как исполнителя настоящего Контракта, отсутствовали признаки недобросовестности, а напротив, им были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту. Вместе с тем, вина ООО "Зонеко" в невозможности поставки Товара производства США по Контракту отсутствует, так как невозможность исполнения обязательства связана непосредственно с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении Контракта
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Зонеко" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Зонеко" (ИНН: 7713723936), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 октября 2023 г. N РНП-78-1387/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023