Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Кронштадтский оздоровительно-спортивный центр" (далее - Заказчик):
ООО "ГОРСТРОЙ М" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25140-ЭП/23 от 03.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по устройству спортивной площадки по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Аммермана, участок 6 (восточнее д. 46, литера А) (извещение N 0172200002823000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга 17.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству спортивной площадки по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Аммермана, участок 6 (восточнее д. 46, литера А) (извещение N 0172200002823000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 681 800,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ГОРСТРОЙ М".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГОРСТРОЙ М" заключен государственный контракт N 0172200002823000014 от 13.03.2023 на сумму 4 000 575,60 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГОРСТРОЙ М".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по устройству спортивной площадки по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Аммермана, участок 6 (восточнее д. 46, литера А) (далее - Работы) в срок не позднее 10.08.2023 (п. 2.3 Контракта).
По состоянию на 20.09.2023 контрактные обязательства Участником не были исполнены. Кроме того, Участником было проигнорировано требование Заказчика о предоставлении в его адрес в соответствии с п. 4.9 Контракта документации, необходимой для оплаты фактически выполненных Работ (акт выполненных работ (КС-2), подписанный сторонами и уполномоченным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Кронштадтского района Санкт Петербурга", справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счет, счет-фактура (при наличии) подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещённого в единой информационной системе в сфере закупок).
Суммируя все вышесказанное и принимая во внимание, что большая часть Работ Участником не выполнена, неоднократно нарушены сроки календарного плана выполнения Работ, на основании п. 13.3 Контракта и в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ГОРСТРОЙ М" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 21.09.2023 запрашиваемая документация была направлена Заказчику в полном объеме.
28.09.2023 письмом N 421 Заказчик конкретизировал замечания:
1. Работы на объекте выполнены не в соответствии с проектом.
2. Отсутствуют авторские листы на внесенные изменения от проектного решения.
3. Отсутствует акт изменения объемов и видов работ.
4. Отсутствует исполнительная смета.
5. Акт выполненных работ составлен неправильно.
6. Журналы не заполнены.
Представитель Участника в ходе заседания Комиссии УФАС дал комментарии касательно мнения Заказчика по пунктам:
П.п. 1-3 - Заказчиком вменяется несоответствия результатов Работ проекту, а также изменения, не предусмотренные Контрактом. Участник не согласен с данным доводом касательно выполнения Работ в нарушение проекта. Заказчиком не конкретизированы отклонения, а недостатки носят формальный характер без аргументации и ссылки на конкретный пункт проекта/сметы, в соответствии с которым допущено нарушение. Вопрос потребительской ценности и недостатков, влияющих на эксплуатацию объекта, Заказчиком не поднимался и не был зафиксирован. Представитель Участника согласен, что были допущены задержки в сроках проведения Работ, однако в соответствии с п. 12.2 Контракта истечение срока действия Контракта не освобождает стороны от выполнения своих обязательств и ответственности за его нарушение. Участник не уклонялся от исполнения Контракта, Работы ведутся непрерывно, в том числе на текущий день.
В своем возражении, Участником гарантировалось исполнение Работ в срок до 02.10.2023 включительно. На момент написания возражения, объект был готов на 95%, и он находился на завершающем этапе. ООО "ГОРСТРОЙ М" не уклонялось от ответственности, предусмотренной Контрактом.
П.п. 3-6 - Заказчик уведомляет касательно нарушений в акте выполненных работ, отсутствие заполнения журнала работ, полное отсутствие исполнительной сметы. С данными пунктами ООО "ГОРСТРОЙ М" не согласно, поскольку в них отсутствует конкретика. Обратная связь с Заказчиком отсутствует.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ, Заказчик обязан в случаях оказывать подрядчику содействие в выполнении работы, т.е. вести себя добросовестно и не злоупотреблять своим положением в Контракте.
Кроме того, на текущий момент до сих пор не устранена ошибка в сметной документации.
Письмом от 11.089.2023 (РПО 80299887405831) Заказчик был проинформирован об ошибке в сметной документации. Письмо направлялось как почтой, так и на электронную почту Заказчика по реквизитам в соответствии с Контрактом. Ответ от Заказчика получен не был, о чем Заказчик уведомлялся.
По состоянию на сегодняшний день, в сметной документации имеются пробелы, которые, по мнению представителя Участника, являются технической опиской. В разделе 1 не применены нормы накладных расходов и сметной прибыли.
В соответствии с п. 3.5 Контракта, Заказчику предлагалось проведение приемки 02.10.2023 для устранения разногласий по результатам строительных работ либо назначении экспертизы для определения готовности, качества, а также потребительской стоимости работ. Возражением на Решение и повторным уведомлением 29.09.2023 Заказчик был уведомлен. Однако 02.10.2023 Заказчик не явился, на связь не вышел.
02.10.2023 Участником повторно были размещены акты электронного актирования. Из-за массовых сбоев ЕИС, разместить их Участник смог только вечером, что подтверждается новостями ЕИС, а также запросом ООО "ГОРСТРОЙ М" на площадку.
По словам представителя Участника, на момент заседания Комиссии УФАС, Работы выполнены в полном объеме.
В качестве подтверждения своей добросовестности и отсутствия систематического нарушения действующего законодательства представитель Участника указал на тот факт, что ООО "ГОРСТРОЙ М" ведет свою деятельность с 2021 года, в данный момент на исполнении находится 5 государственных контрактов, исполнено на данный момент - 11.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГОРСТРОЙ М" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ГОРСТРОЙ М" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГОРСТРОЙ М" (ИНН: 7806589360), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 октября 2023 г. N РНП-78-1392/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023