Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ЭКОТЕРМИКС" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25142-ЭП/23 от 03.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту отмостки и цоколя здания корпуса высоких энергий (литера Е) (извещение N 0372100048823000603),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту отмостки и цоколя здания корпуса высоких энергий (литера Е) (извещение N 0372100048823000603) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 961 666,84 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭКОТЕРМИКС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭКОТЕРМИКС" заключен государственный контракт N 0372100048823000603 от 13.06.2023 на сумму 1 961 666,84 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 2.8, 14.2, 14.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭКОТЕРМИКС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту отмостки и цоколя здания корпуса высоких энергий (литера Е) (далее - Работы) по адресу: 197758, Санкт-Петербург, п. Песочный, ул. Ленинградская, д. 68 (далее - Объект) в течение 60 рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 2.2 Контракта).
Срок исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту истек 05.09.2023. Работы Участником выполнены не были.
Согласно п. 2.8 Контракта сроки выполнения работ являются существенным условием Контракта. Нарушение Подрядчиком срока выполнения работ (начального, промежуточных и конечного), вне зависимости от продолжительности периода просрочки Подрядчика, является существенным нарушением условий Контракта, вследствие которого у Заказчика возникает право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с п. 14.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу положений ч. 2 ст. 715 ГК РФ если Подрядчик своевременно не приступил к исполнению договора подряда или выполняет работу медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Претензиями от 17.08.2023 N 20.4-08/5562 и от 08.09.2023 N 20-04/6043 Заказчик уведомил Подрядчика о нарушении сроков выполнения Работ.
Вместе с тем по состоянию на 19.09.2023 Подрядчик не представил Заказчику результат выполненных Работ.
Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭКОТЕРМИКС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ЭКОТЕРМИКС", руководствуясь положениями Контракта, своевременно приступило к его исполнению, подготовив необходимый перечень документов для передачи Заказчику (согласно п. 6.1 Контракта). Со стороны ООО "ЭКОТЕРМИКС" были приобретены необходимые строительные материалы и оборудование для выполнения Работ, которые также были завезены на Объект.
Вместе с тем, принимая во внимание текущее исполнение Подрядчиком иных контрактов, заключенных с ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" (N 0372100048823000700 от 30.06.2023; N 1782100688723000684 от 05.06.2023; N 1782100688723000593 от 15.05.2023), выполнение Работ в рамках заключенного Контракта - затянулось.
19.09.2023 Заказчиком было вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, мотивированное тем, что со стороны Подрядчика были нарушены сроки выполнения Работ по Контракту.
26.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика возражения относительно вынесенного им Решения, на основании которых сообщил о том, что не отказывается от выполнения Работ, о том, что Работы выполнены ориентировочно на 50% от общего объема Контракта, а также указал о приобретении строительных материалов. Подрядчик обратил внимание Заказчика на то, что нарушение промежуточных сроков выполнения Работ нельзя квалифицировать как нарушение существенных условий Контракта. Заказчику также было сообщено о готовности обсудить условия дальнейшей работы и продолжить взаимодействие по Контракту, в связи с чем Подрядчик просил об отмене вынесенного Решения.
26.09.2023 Подрядчик также направил Заказчику гарантийное письмо (исх. N 0122), на основании которого гарантировал выполнение Работ по Контракту в полном объеме в срок до 20.10.2023.
29.09.2023 Заказчик сообщил Подрядчику об отсутствии правовых оснований для отмены вынесенного Решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать Подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
По словам представителя Участника, ООО "ЭКОТЕРМИКС" не отказывалось от выполнения Работ, предусмотренных Контрактом, обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения указанной категории Работ, имеет в штате квалифицированных сотрудников.
Со стороны ООО "ЭКОТЕРМИКС" не поступало в адрес Заказчика никаких писем о возможности расторгнуть Контракт по соглашению сторон, об увеличении его цены и не высказывалось подобных предложений в устном порядке, - Подрядчик готов был завершить исполнение Контракта и предоставил Заказчику соответствующее гарантийное письмо. Однако, по мнению Подрядчика, Заказчик проявил незаинтересованность в достижении конечного результата, предусмотренного настоящим Контрактом, не воспользовавшись правом на отмену вынесенного Решения, несмотря на письма Подрядчика с исчерпывающей информацией относительно возможности и сроков завершения выполнения Работ.
Более того, со стороны ООО "ЭКОТЕРМИКС" уже были приобретены строительные материалы для выполнения Работ. Практически все строительные материалы также были завезены на Объект Заказчика, что подтверждается имеющимися у Подрядчика материалами фотофиксации, и до настоящего времени находятся у Заказчика. Факт приобретения строительных материалов подтверждается товарными накладными и платежными поручениями.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭКОТЕРМИКС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что со стороны ООО "ЭКОТЕРМИКС" были приняты надлежащие меры для исполнения принятых на себя обязательств по Контракту.
Пунктом 7.1 (11) Контракта установлено, что в ходе выполнения Работ Подрядчик обязан осуществлять ввоз на территорию Заказчика и вывоз с территории Заказчика имущества на основании письменного разрешения, выданного уполномоченным представителем Заказчика и содержащего идентифицирующие данные ввозимого (вывозимого) имущества.
На заседание Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение о том, что ООО "ЭКОТЕРМИКС" были завезены на Объект Заказчика строительные материалы, необходимые для выполнения Работ. Вместе с тем, учитывая текущее исполнение Подрядчиком иных контрактов, заключенных с ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" (N 0372100048823000700 от 30.06.2023; N 1782100688723000684 от 05.06.2023; N 1782100688723000593 от 15.05.2023) Комиссия УФАС не может принять достоверным факт приобретения ООО "ЭКОТЕРМИКС" строительных материалов для исполнения настоящего Контракта.
Кроме того, из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что до истечения конечного срока выполнения Работ, установленного п. 2.2 Контракта (05.09.2023), и до принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (19.09.2023), ООО "ЭКОТЕРМИКС" не уведомляло Заказчика об обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта в соответствии с его условиями.
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ЭКОТЕРМИКС" не представило документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении исполнить Контракт в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности, и без надлежащей внимательности и осмотрительности, стал победителем электронного Аукциона, однако не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ООО "ЭКОТЕРМИКС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭКОТЕРМИКС", ИНН: 7801203990; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Зарецкий Андрей Александрович, ИНН: 780500691109; сведения об участниках/учредителях юридического лица: Семенов Алексей Геннадьевич, ИНН: 780414623955, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЭКОТЕРМИКС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.10.23 |
05.10.23 |
03.10.23 |
0 |
03.10.23 |
10.10.23 |
10.10.23 |
0 |
13.10.23 |
13.10.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 октября 2023 г. N РНП-78-1394/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023