Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителей РГБЛПУ "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" (далее - Заказчик), Чо действующей на основании доверенности от 15.06.2023 N б/н,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Медтехника" (далее - Заявитель, ООО "Медтехника"), надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением от 04.10.2023 N АК/2101/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Медтехника",
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0379200006723000336 "Поставка расходных материалов медицинского применения для обеспечения государственных нужд" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст.105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении аукциона..
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления России состоялось 09 октября 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, проанализировав письменные пояснения, представленные Заказчиком, выслушав представителя Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
27.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379200006723000336 "Поставка расходных материалов медицинского применения для обеспечения государственных нужд" (Изменение извещения о проведении аукциона - 27.09.2023 в 16:24 ч.) с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2 513 795,10 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 27.09.2023 в 16:24 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 05.10.2023 в 09:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией Управления осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, объединение Заказчиком в один предмет закупки медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения РФ, противоречит положениям Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620).
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной систем извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной систем наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной систем Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По доводу заявителя установлено следующее:
Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной систем Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановление N 620 предусмотрено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
- 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
- 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Из пункта 2 Постановления N 620 следует, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно приложению N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам включает в себя: вид медицинского изделия - наименование вида медицинского изделия - классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия: область применения; инвазивность; стерильность; частота использования (однократного или многократного применения); эксплуатационные особенности; конструктивные особенности.
Следовательно, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам. Однако в Постановлении N 620 прямо указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия именно различных видов, в связи с чем включение в один лот медицинских изделий различных видов (в т.ч. находящихся в одной группе или подгруппе номенклатурной классификации), не соответствует положениям Постановления N 620.
В соответствии с Техническим заданием к Контракту, поставке подлежат:
1. Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования;
2. Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования;
3. Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования;
4. Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования;
5. Электрод электрохирургический для открытых операций, монополярный, одноразового использования;
6. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования;
7. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования;
8. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования;
9. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования;
10. Адаптер.
Вместе с тем, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (далее - НКМИ), размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr), товары подлежащие поставке имеют следующие номенклатурные номера: 279160; 127290; 268160; 332350.
Таким образом, в соответствии с описанием объекта закупки, поставке подлежат медицинские изделия различных видов с номенклатурными номерами: 279160; 127290; 268160; 332350, что противоречит положениям п. 1 Постановления N 620.
Поскольку описание объекта данной закупки, не подпадает под исключение, предусмотренное п. 2 Постановления N 620, у Заказчика отсутствуют основания для объединения в одну закупку (лот) медицинских изделий различных видов.
Довод жалобы заявителя является обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, 03.10.2023 указанная закупка была отменена по инициативе Заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку закупка отменена Заказчиком 03.10.2023.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 9 октября 2023 г. N 009/06/106-90/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023