Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н. Г.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Водолажского И. А.,
от ИП Машкевича В. В - Машкевича В. В. лично, Тормосиной А. В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из МКУ "Централизованная бухгалтерия" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Машкевич В.В. по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600005623000111 "Оказание услуг по предоставлению права использования программного обеспечения антивирусной защиты на 1 год" .
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Машкевича В. В. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
24 июля 2023 года между Муниципальным казенным учреждением "Централизованная бухгалтерия" (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Машкевичем Владимиром Вячеславовичем (далее - Исполнитель) был заключен Муниципальный контракт N 0121600005623000111 на оказание услуг по предоставлению права использования программного обеспечения защиты на 1 год (далее - Контракт).
Согласно п. 1.2. Контракта услуги, предоставляемые в рамках настоящего контракта, должны соответствовать требованиям, установленным Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
При этом Приложение N 1 к контракту содержит следующее описание объекта закупки: Оказание услуг по предоставлению права использования программного обеспечения антивирусной защиты на 1 год.
Каких-либо иных требований и характеристик к услуге Приложением N 1 к Контракту не предусмотрено, при этом Техническое задание, размещенное в составе извещения, Заказчиком в приложение к Контракту не включено.
Услуги были оказаны Исполнителем 25 июля 2023 года.
В силу п. 3.6. Контракта для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
С целью проверки предоставленных Исполнителем услуг техническому заданию Заказчиком был заключен контракт с СОЮЗ "Торгово-промышленная палата Ставропольского края".
Согласно Акта экспертизы N 012-01-00628 от 28 августа 2023 года оказанная исполнителем услуга не соответствует техническому заданию.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
12.09.2023 г. Заказчиком в соответствии с п.п. 1,2 ст. 523 ГК РФ ч. 9 с. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 12.3,12.4 Муниципального контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, согласно ст. 523 предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В рассматриваемом случае Контрактом не предусмотрена поставка товара, в связи с чем, указанная норма Гражданского кодекса Российской Федерации не применима.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено:В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 12.09.2023 в единой информационной системе, 12.09.2023 г ИП Машкевич В.В. уведомлен об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
На основании документов и сведений, представленных в материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП Машкевичем В. В. были предприняты меры для надлежащего исполнения контракта, так , товар был поставлен Заказчику, однако не принят последним.
21. 09.2023 г. ИП Машкевичем В. В. в адрес Заказчика был представлен акт экспертизы ООО НТЦ "ИНФОРМЕСРВИС" N 012-01-0923 (так же представлен в материалы дела), согласно которого предоставленная ИП Машкевичем В. В. услуга соответствует техническому заданию.
Таким образом, из материалов дела следует, что между сторонами имеет место быть гражданско-правовой спор в части исполнения обязательств по контракту, который может быть разрешен только в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения ИП Машкевича В. В. при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном неисполнении условий контракта со стороны ИП Машкевичем В. В.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и ИП Машкевича В. В. на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения сведений в отношении ИП Машкевича В. В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Машкевича В. В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Н. Г. Пызина
Е.В. Вишневская
Исп.Вишневская Е.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 октября 2023 г. N 026/10/104-2053/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023