Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Сопова А.А.,
от заявителя - Кравченко А.В.
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Кравченко А.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 11.10.2023 г.
11.10.2023 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
01.09.2023 г. уполномоченным органом - комитетом Ставропольского края по государственным закупкам опубликовано извещение о проведении закупки N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети" ( с изменениями от 26.09.2023 г.).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещения о проведении закупки N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети" объектом закупки является поставка медицинского оборудования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару совокупности которых соответствует товар единственного производителя.
Заказчиком на заседание комиссии доказательства, документы, свидетельствующие о том, возможна поставка товаров иных производителей, не представлены.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствии надлежащего обоснования в потребности именно такого товара с такими характеристиками, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений ст.8, ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)
Указанные выводы подтверждены так же Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020, Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
Таким образом, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения ст. 8, ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Довод о не исполнении ранее выданного Предписания N394 от 15.09.2023 г. по делу N026/06/106-1955/2023 о нарушении законодательства о закупках, Комиссия Ставропольского УФАС России считает обоснованным.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, пунктом 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, по результатам рассмотрения ранее поданной жалобы ИП Кравченко А.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети" Комиссия Ставропольского УФАС России установила нарушения требований ст. 8, ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
В связи с чем Заказчику - ГБУЗ СК "Петровская районная больница", уполномоченному органу - Комитету Ставропольского края по государственным закупкам необходимо устранить нарушения требований ст. 8, ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ путем:
1. Протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети" - отменить.
2. Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети" привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ с учетом доводов Решения.
3. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 42 Закона N 44-ФЗ.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте в ЕИС, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Предписание размещено контрольным органом на официальном сайте 21.09.2023 г., следовательно последний день для его исполнения - 07.10.2023 г.
26.09.2023 г. Заказчиком были внесены изменения в извещение, но предписание фактически Заказчиком не исполнено, доказательств исполнения Предписания N394 Заказчиком не представлено.
На сегодняшний день, Комиссией при проведении в порядке ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки было установлено, что Заказчик Предписание N394 от 15.09.2023 г. не исполнил.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, что влечет привлечение должностного лица к ответственности в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод о завышенной цене контракта относится к обоснованию начальной максимальной цены контракта и не может быть рассмотрен Ставропольским УФАС России в связи со следующим.
Ставропольское УФАС России, не наделено полномочиями осуществлять контроль за соблюдением обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта заключенного с единственным поставщиком, поскольку согласно положений статьи 99 Закона N44-ФЗ и иных нормативно правовых актов, определяющих функции и полномочия государственных и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий, в том числе:
- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с положениями части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона N44-ФЗ) в отношении, в том числе за:
- определением и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона N44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
- органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
- органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Принимая во внимание вышеуказанные положения Законодательства РФ, к полномочиям Управления, не относится контроль по части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ и соответственно, Управление не наделено полномочиями проводить проверки, в отношении подконтрольных субъектов на предмет соблюдения требований по перечню случаев, указанных в части 8 статьи 99 Закона N44-ФЗ.
В соответствии частью 5 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 министерство промышленности и торговли Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок российских товаров, в связи с чем у Ставропольского УФАС России отсутствуют полномочия по проведению проверки в указанной части.
Остальные доводы не подлежат удовлетворению и не подтверждены документально.
Так же, доводы участвующих лиц, приведенные в ходе рассмотрения дела, в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не могли повлиять на изложенные выводы в принятом решении.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 ФЗN44 , Комиссией Ставропольского УФАС России установлено:
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует проект контракта, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 заявка номер 3 (ИП Б) с предложением цены контракта 18 633 700 руб. 00 коп. определена победителем.
Согласно проекту контракта, который был направлен 10.10.2023 г. посредством ЕИС Заказчиком победителю для подписания в нарушение требований ст. 51 ФЗN44 без содержания информации, предусмотренной п.1 ч.2 ст. 51 ФЗN44, а именно не указана информация о победителе, цене контракта, информации о поставляемом товаре (его наименовании, количестве и т. д.).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу на действия заказчика - ИП Кравченко А.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723001212 "Поставка системы исследования сосудов ультразвуковой неинвазивной, с питанием от сети" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница, нарушившими ст. 8, ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42, п.1 ч.2 ст. 51, ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Направить жалобу в министерство финансов Ставропольского края, для ее рассмотрения в рамках предоставленных полномочий.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
В.В. Богославская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 октября 2023 г. N 026/06/106-2124/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023