Резолютивная часть решения оглашена 06.10.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ИП. (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, проведение инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости, а также подготовка проекта планировки и проекта межевания территорий на строительство водозаборных сооружений и водовода с.Троицкое Татарово-г.Вязники (извещение N 012820000012300331) в присутствии представителей заказчика - управления строительства и архитектуры администрации муниципального образования Вязниковский район Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, свою явку или явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-727/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
02.10.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, проведение инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости, а также подготовка проекта планировки и проекта межевания территорий на строительство водозаборных сооружений и водовода с.Троицкое Татарово-г.Вязники (извещение N 012820000012300331).
В соответствии с извещением о проведении закупки к участнику закупки установлены в том числе следующие требования: "В едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО) и их обязательствах в отношении участника закупки должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания и (или) осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 10, 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
- Членство в СРО унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, юридических лиц в случаях, которые перечислены в ч.4.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
Вместе с тем, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ в случае, если договором предусмотрено выполнение работ по инженерным изысканиям и по разработке проектной документации подрядчик по такому договору имеет право привлекать субподрядчиков, в том числе для выполнения работ по инженерным изысканиям, в таком случае наличие у подрядчика - участника закупки членства в СРО в области инженерных изысканий не является обязательным для заключения договора. Ни в документации, ни в проекте контракта не установлен запрет на привлечение соисполнителей (субподрядчиков).
В связи с изложенным, требование, установленное в аукционной документации к участнику закупки быть членом двух СРО, является требованием, влекущим ограничение количества участников закупки, и является требованием необоснованным. Таким образом, требование к составу и содержанию заявки на участие в закупке, а также требования к участнику закупки установлены в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика по существу дела пояснили следующее.
В приложении N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" в пункте 1.15 "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44)" установлено:
"В едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО) и их обязательствах в отношении участника закупки должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания и (или) осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 10, 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
- Членство в СРО унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, юридических лиц в случаях, которые перечислены в ч.4.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
Требование, установленное заказчиком не обязывает участника быть членом двух СРО, формулировка и (или) дает участникам право на выбор предоставляемой СРО. Кроме этого контрактом предусмотрено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - субподрядчиков.
В силу изложенного, представители заказчика просят признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.09.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, проведение инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости, а также подготовка проекта планировки и проекта межевания территорий на строительство водозаборных сооружений и водовода с.Троицкое Татарово-г.Вязники (извещение N 012820000012300331)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 562 429,03 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что во исполнение вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком правомерно в извещении о проведении электронного аукциона правомерно установлены следующие требования к участникам закупки: "В едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО) и их обязательствах в отношении участника закупки должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания и (или) осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 10, 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
- Членство в СРО унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, юридических лиц в случаях, которые перечислены в ч.4.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что в извещении о проведении закупки отсутствуют положения, которые бы ограничивали количество участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, проведение инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости, а также подготовка проекта планировки и проекта межевания территорий на строительство водозаборных сооружений и водовода с.Троицкое Татарово-г.Вязники (извещение N 012820000012300331) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 октября 2023 г. N 033/06/31-727/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023