Резолютивная часть оглашена
06.10.2023 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственное казенное учреждение Самарской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "РУСНА" (далее - Поставщик, ООО) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного на поставку дезинфицирующего оборудования по объекту "Поликлиника на 700 посещений в смену в поселке "Волгарь" Куйбышевского района г. Самара" (ИКЗ 232631585657263150100101110013250414, цена контракта - 31 453 215, 00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
28.04.2023 г. между ООО и Заказчиком заключен контракт N 43 на поставку дезинфицирующего оборудования по объекту "Поликлиника на 700 посещений в смену в поселке "Волгарь" Куйбышевского района г. Самара".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Самарской области от 15.03.2022 N 139 "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления" (далее - Постановление Правительства Самарской области N139) в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Самарской области и (или) муниципального правового акта местной администрации, изданных в соответствии с настоящим Постановлением.
Согласно подпункту б пункта 2 Постановления Правительства Самарской области N 139 акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего Постановления, подготавливаются в случае протокола заседания Правительства Самарской области, координационного или совещательного органа под председательством Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области, областного штаба по повышению устойчивости экономики в Самарской области содержит решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 1.1. контракта определено, что "Поставщик" обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку дезинфицирующего оборудования (далее - Товар) по объекту "Поликлиника на 700 посещений в смену в поселке "Волгарь" Куйбышевского района г. Самара" (далее-объект), в соответствии с условиями Контракта, в количестве и комплектности согласно "Спецификации поставки" (приложение N1 к контракту), а "Заказчик" обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта, поставка товара включает в себя в том числе: доставку, разгрузку, сборку, расстановку, монтаж и пуско-наладку товара в месте доставки, вынос и вывоз упаковки.
Пунктом 7.1 Контракта предусмотрены сроки поставки товара, а именно с даты заключения Контракта по 31.08.2023 года. В соответствии с пунктом 7.2 Контракта срок действия Контракта с момента заключения Контракта по 31.12.2023 года, а в части расчетов по контракту - до полного выполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также от ответственности за нарушение условий Контракта.
Пунктом 4.1.1 Контракта определено, что поставщик обязан осуществить поставку товара в количестве и комплектности, предусмотренными "Спецификацией поставки" (приложение N1 к настоящему Контракту) Товар должен быть проверен, упакован и доставлен транспортом "Поставщика" на место доставки.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта поставщик обязан после выполнения поставки, включающую в себя доставку, разгрузку, сборку, расстановку, монтаж и пуско-наладку, вынос и вывоз упаковку товара, сформировать с использованием единой информационной системы, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени "Поставщика", и разместить в единой информационной системе универсальный передаточный документ.
Согласно пункту 4.5 Контракта поставщик обязан предоставлять Заказчику в письменной форме достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Пунктом 5.13 Контракта по соглашению сторон возможно подписание документов в бумажной форме. Подписание документов в бумажной форме не исключает обязанность по подписанию документов в единой информационной системе.
В пункте 8.3 Контракта указано, что Поставщик считается исполнившим обязанность по поставке товара в момент вручения товара Заказчику, его расстановки, монтажа, пуско-наладки и подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени "Сторон" и размещения в единой информационной системе универсального передаточного документа.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом, "Заказчик направляет "Поставщику" требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Главой 14 Контракта предусмотрено расторжение контракта в одностороннем порядке.
15.09.2023 года в адрес Поставщика направлена претензия N5070 об уплате пени за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в размере 75 487, 72 рублей, в связи с тем, что поставка оборудования не произведена.
29.09.2023 года в ответ на претензию Общество направило письмо в адрес Заказчика, из которого следует, что Поставщик не согласен с претензией, так как ООО "РУСНА" отгружает товар в настоящее время, вместе с тем, Заказчик нарушает условия Контракта и не подписывает приемочные документы, не утверждает планы размещения оборудования.
13.09.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении контракта одностороннем порядке с Поставщиком, в связи с невыполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
18.09.2023 года Поставщик получил решение об одностороннем отказе от заключения контракта (ED244711129RU).
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта вступило в силу 29.09.2023 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно письменным пояснениям Поставщика, поставка оборудования состояла из разного типа оборудования, разных производителей, отечественных и иностранных. После того, как в соответствии с ситуацией на рынке стало понятно, что часть оборудования поставлены быть не может в текущем году по причине отсутствия комплектующих, со стороны Общества велась переписка с заказчиком, предлагались разные варианты разрешения вопроса, вплоть до замены на аналогичное оборудование.
Кроме того, пунктом 4.1.1 Контракта предусмотрено, что поставка товара допускается только в полном соответствии со спецификацией, частичная поставка не предусмотрена.
26.05.2023 года ООО направлено дополнительное соглашение в адрес Заказчика о пересмотре пункта 4.1.1 Контракта, и о возможности поставки товара частично, в связи с тем, что некоторых позиций, предусмотренных Контрактом нет на территории Российской Федерации.
14.06.2023 года в письме N2804 Заказчик отказал в заключении дополнительного соглашения о поставке товара частями.
Поставщик направлял письма в адрес производителя оборудования ООО "Мелиус медикал". В ответ ООО "Мелиус медикал" письмами N 689 от 31.08.2023 г., N661 от 10.07.2023 г. сообщало, что машины моечно-дезинфекционные серии AWD655 для обработки медицинских изделий с принадлежностями в варианте исполнения: AWD655-10AD, производства АТ-ОС С.р.л., Италия недоступны к доставке в течение текущего года, в виду отсутствия комплектующих, а также информировало о возможности доставки оборудования до 180 дней.
Также, Поставщик информировал Заказчика о том, что некоторые позиции отсутствует на территории РФ и будут ввезены не ранее 2024 года.
В связи с тем, что большая часть оборудования уже находилась на складе ООО "РУСНА", обществом началась отгрузка на территории Заказчика.
Обществом запрашивалась информация о размещении оборудования для подготовки инженеров и планирования расходных материалов (письма б/н от 31.08.2023 г., 11.09.2023 г.), однако заказчик на запросы не ответил.
Ранее обращений о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган не поступало.
В единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Заказчик на включение Общества с ограниченной ответственностью в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях Поставщика признаков недобросовестного поведения, которые толкуются в пользу участника закупки.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "РУСНА" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО "РУСНА" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 октября 2023 г. N РНП-63-241
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023