Резолютивная часть оглашена
09.10.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ИП Никояна Азата Геворговича (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 2 имени Н.А. Семашко" (далее - Заказчик N1), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик N2), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик N3), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку игл для нужд учреждений Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001323020773, начальная (максимальная) цена контракта - 1 212 073,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиками допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно в извещении Заказчика, приложениям к нему ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В пункте 2 Технического задания требуется:
2 |
Игла инъекционная, одноразового использования, стерильная |
|
ШТ |
51850.00 |
Вместе с тем, Заказчики указали в техническом задании требования к размеру иглы, которого нет в ГОСТах.
Комиссия Самарского УФАС России установила, ГОСТ 6009 предусматривает цветовой код, но не указывает на то, что иглы должны иметь цветовую маркировку, либо на то, к какой части иглы и/или упаковки должен быть применен цветовой код.
Цвета, указанные в Стандарте, приведены только со ссылкой на цветовую эталонную систему (RAL) или систему соответствия Pantone, что неизбежно вносит определенную субъективность в оценку соответствия.
ГОСТ 6009 не содержит в себе обязательный к использованию исчерпывающий перечень размеров игл и цветовой маркировки к ним.
Номинальный наружный диаметр иглы, выраженный конкретными размерами иглы, например, 0,8 мм, 1,2 мм, 1,5 мм или 1,6 мм, того или иного производителя, имеет диапазонное, минимальное и максимальное значение, например, для диаметров игл 0,8 -от 0,8 мм до 0,83 мм; 1,2 - от 1,2 мм до 1,3 мм; 1,5 - от 1,5 мм до 1,59 мм; 1,6 - от 1,6 мм до 1,69 мм.
Определение выбора цвета из индекса яркости и цветности к тому или иному размеру иглы осуществляется производителями самостоятельно (на основе субъективной оценки соответствия значениям цветовой зоны того или иного размера иглы цветовому коду, определенному Стандартом) с учетом диапазона, минимального и максимального значения диаметра трубки того или иного размера иглы производителей.
Таким образом, Стандарт имеет своей целью определение цвета для быстрого визуального определения наружного диаметра одноразовой иглы, а наличие цветового кода, нанесенного производителем, исходя из субъективной оценки цветовой зоны, на игле или упаковке, не освобождает пользователя от обязанности проверить указанный размер иглы. Стандарт определяет цветовой код (индекса цветовой зоны), а не определяет маркировку того или иного номинального наружного диаметра иглы, также не указывает на исперпывающий перечень размеров игл.
Отсутствие в данном Стандарте метрического размера (диаметра) иглы 1,5 мм не является фактом подтверждающим, что иглы с данным диаметром не могут выпускаться потенциальными производителями данных медицинских изделий, либо указывающие на единственного производителя по данной позиции лота.
Заказчик не устанавливает особых, эксклюзивных характеристик к описанию объекта закупки, в том числе, требований к наличию той или иной цветовой маркировки иглы.
Для заказчика ключевыми показателями параметров игл являются наружный диаметр трубки иглы 1,5 мм и длина иглы 40 мм. От диаметра иглы зависит скорость вытекания жидкости из шприца и площадь прокола, от длины иглы - глубина прокола.
Кроме того, на территории Российской Федерации установлены не менее двух производителей игл инъекционных однократного применения, стерильных, выпускающих иглы, соответствующие техническому заданию:
-Общество с ограниченной ответственностью "Медико-производственная компания "Елец" (ООО "МПК "Елец"), Россия (регистрационное удостоверение от 19.06.2019 NРЗН 2019/8515);
-Общество с ограниченной ответственностью "Лира" (ООО "Лира"), Россия (регистрационное удостоверение от 31.01.2023 NРЗН 2018/7815).
Медицинские изделия (Игла инъекционная, одноразового использования, стерильная) данных производителей зарегистрированы на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", информация о них и регистрационное досье размещены в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.
Аукцион проводится на закупку и поставку, а не на производство, то есть поставщиком товара и участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, извещения о проведении электронного аукциона и приложениям к нему и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления двух коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум двух хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный аукционной документацией.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Никояна Азата Геворговича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 октября 2023 г. N 465-9987-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023