Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 14562/23) МБУ "Молодежный центр" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Абрис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт МБУ "Молодежный центр" (ремонт помещений клуба "Вертикали" по адресу: ул. Металлистов, д. 18а) (изв. N 0856600007121000035),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 02.10.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 04.10.2023 с целью изучения документов и анализа материалов обращения.
Согласно извещению N 0856600007121000035, Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт МБУ "Молодежный центр" (ремонт помещений клуба "Вертикали" по адресу: ул. Металлистов, д. 18а). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 246 352,40 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
20.08.2018 г. между Заказчиком и ООО "Абрис" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на текущий ремонт МБУ "Молодежный центр" (ремонт помещений клуба "Вертикали" по адресу: ул. Металлистов, д. 18а) (далее - Контракт) на сумму 1 122 411,40 руб.
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 14.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что что фактически работы выполнены Подрядчиком в меньшем объеме, а качество выполненных работ не соответствует Техническому заданию. 02.09.2021 между МБУ "Молодежный центр" и ООО "Абрис" составлен совместный акт обследования по устранению замечаний по выполнению работ в МБУ "Молодежный центр" клуб "Вертикали" (ул. Металлистов. 18а), который содержит сведения о недостатках, которые Подрядчику необходимо устранить в срок до 01.10.2021 г. Кроме того, Заказчик указывает также на наличие недостатков, которые не признаются Подрядчиком (воздушные пузыри на линолеуме, неровности стены возле входной двери и т.д.). По указанию Заказчика, Подрядчик не представил также реестр исполнительной документации, протоколы испытаний, удостоверяющих качество выполненных работ и строительных материалов, акты освидетельствования скрытых работ, фото- видео фиксацию выполняемых работ и другие документы, перечисленные в подписанном сторонами акте. 10.09.2021 г. в адрес Подрядчика была направлена претензия от 10.09.2021 г. N174 об устранении недостатков, перечисленных в совместном акте от 02.09.2021 г., вместе с тем, Подрядчик к устранению выявленных нарушений не приступил, в связи с чем Заказчик обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием о выполнении соответствующих работ.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 14.09.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 14.09.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 26.09.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
27.09.2023 г., информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
Представитель ООО "Абрис" в ходе заседания Комиссии, а также в своих письменных объяснениях указал, что работы по Контракту были приняты Заказчиком без каких-либо замечаний, в том числе существенных и не устранимых (акты об их приемке подписаны 25.06.2021). Результат работы принят и используются по прямому назначению Заказчиком. Относительно решения судов по делу N А50-22735/2021 Подрядчик пояснил, что основной и дополнительной экспертизами, проведенными в ходе рассмотрения вышеназванного дела, частично подтверждён факт некачественного исполнения работ (без указания и исследования объемов работ). При этом, большая часть выявленных Заказчиком несоответствий не нашла подтверждения в заключении судебной строительно-технической экспертизы. Подрядчик указывает, что у него отсутствуют основания для устранения нововыявленных экспертизой недостатков, поскольку они не были перечислены в акте от 09.07.2021 г. Недостатки в виде пузырей на обоях, мусора под линолеумом, некачественной окраски труб и радиаторов отопления, стен, от шелушения потолков, монтажа дополнительной электропроводки, не предусмотренные Контрактом, относятся к недостаткам, образовавшимся в процессе эксплуатации объекта, и отсутствующим на момент приемки работ, а также на момент подписания акта о недостатках от 02.09.2021 г. Контракт не содержит описания механизма устранения гарантийных недостатков, а также срока гарантии на выполненные работ. Если в договоре поставки не указан гарантийный срок, то Заказчик вправе будет предъявить требования Истцу в связи с недостатками, обнаруженными в течение разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
Комиссией установлено, что Подрядчиком совершались действия, направленные на исполнение Контракта, о чем свидетельствуют сведения, полученные при помощи использования функционала ЕИС, согласно которым, стоимость исполненных Подрядчиком обязательств равна 833 762,55 руб., что составляет 74.28 % от всей совокупности обязательств.
Обстоятельство выполнения Подрядчиком работ не оспаривается сторонами.
Вместе с тем, по мнению Заказчика, выполненные Подрядчиком работы не соответствуют требованиям Контракта и приложениям к нему.
Комиссией установлено, что Арбитражным суда Пермского рассматривалось дело N А50-22735/2021 по иску Подрядчика об обязании Заказчика оплатить выполненные Подрядчиком работы, а также по встречному иску Заказчика о взыскании с ООО "Абрис" стоимости устранения, допущенных в ходе производства работ, недостатков. Кроме того, судом рассматривался вопрос о качестве выполненных Подрядчиком работ. На основании указанного, Комиссией установлено наличие между сторонами спора о порядке исполнения Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Необходимо отметить, что по состоянию на день принятия решения, вышеназванное решение арбитражного суда не вступило в силу.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Абрис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Абрис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 октября 2023 г. N РНП-59-329
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023