Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 14866/23) ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Метстрой" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на услуги по капитальному ремонту кровли здания штаба и капитальному ремонту кровли здания столовой ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, д.246А (изв. N 0356100017623000001),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 09.10.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 10.10.2023 с целью изучения документов и анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N0356100017623000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на услуги по капитальному ремонту кровли здания штаба и капитальному ремонту кровли здания столовой ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, д.246А. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 768 763,12 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
27.03.2023 г. между Заказчиком и ООО "Метстрой" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания штаба и капитальному ремонту кровли здания столовой ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Соликамская, д.246А (далее - Контракт) на сумму 5 877 778, 71 руб.
Условия Контракта, права и обязанности сторон, а также порядок, сроки и условия выполнения работ указаны в разделе N 1, 4, 5, 6 Контракта соответственно.
В частности, в п.6.1 Контракта указано, что Подрядчик обязуется оказать услугу Государственному заказчику в срок не позднее 92 дня с даты подписания Контракта.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 19.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно строительным нормам и сметному расчету продолжительность работ по капитальному ремонту кровли зданий штаба и столовой составляла 92 дня с даты подписания Контракта, о чем в п.6.1 Контракта имеется соответствующее условие.
Ввиду неоднократного нарушения сроков исполнения контракта Заказчиком в адрес Общества были направлены Претензии (Исх. N60/47/16-1562 от 27.06.2023, Исх. N60/47/4-2249 от 16.08.2023, Исх. N60/47/16-2325 от 25.08.2023).
Представитель Заказчика также пояснил, что с 27.03.2023 Подрядчиком частично были выполнены работы по капитальному ремонту кровли здания штаба на общую сумму 1 906 028, 82 рублей (что составляет 32% от всего объема работ по контракту), о чем в материалах обращения имеется акт о приемке выполненных работ N56 и платежное поручение N1035. При этом, в части данных работ, примыкание кровли к парапетам, вентиляционным шахтам закреплено не было, "кровельный пирог" по периметру не изолирован от воздействия внешней среды (дождь, снег), ввиду чего все материалы могут быть подвержены воздействию влаги и как следствие - прийти в негодность (в материалы обращения приложены соответствующие фотоматериалы).
Кроме того, к работам по капитальному ремонту кровли здания столовой в установленные Контрактом сроки, в том числе в рамках сроков направленных Претензий, Общество не приступило.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 19.09.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 19.09.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 02.10.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ООО "Метстрой" направлена в адрес Пермского УФАС России 03.10.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Представитель Общества в письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии указал, что ООО "Метстрой" в момент исполнения контракта испытывало сложное материальное положение, вместе с тем, на всей стадии исполнения Контракта Подрядчик своевременно информировал Заказчика о задержках со стороны Контрагентов в поставке материалов, необходимых для выполнения работ, сообщал о сроках завершения работ, не отказываясь при этом от исполнения принятых на себя обязательств, о чем в материалы обращения приложены соответствующие письма от 10.05.2023 (исх. N40), 26.06.2023 г. (исх. N54), 15.08.2023 г. (исх. N58), 21.08.2023 г. (исх. N61), 30.08.2023 г. (Исх. N308), которые были направлены в адрес Заказчика посредством электронной почты.
Представитель Общества также сообщил, что 22.09.2023 г. Подрядчик заключил с ИП Двинских С.В. договор поставки стройматериалов N2209-01/2023, необходимых для выполнения оставшихся работ по Контракту, а также о том, что был заключен договор на приобретение керамзита, утеплителя, листов хризотилцементных, техноэласта, праймера и аэратора, и указанные материалы должны были быть поставлены в срок до 13.10.2023 г.
В свою очередь представитель Заказчика на доводы представителя Общества отметил, что исполнение контракта в полном объеме в обусловленные Обществом сроки, а именно после 13.10.2023 г., не представляется возможным ввиду погодных условий для данной местности.
Представитель Заказчика также отметил, что ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России является следственным изолятором, в котором находятся женщины, в том числе с маленькими детьми. Ввиду чего, невыполнение работ по контракту, в предусмотренные сроки, влечет за собой нарушение прав граждан.
Анализ представленных документов и обстоятельств дела подтвердил обоснованность принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, учитывая сезонность работ, входящих в объект закупки, а также социальную значимость объекта закупки, приходит к выводу, что Подрядчиком нарушены условия исполнения Контракта.
Своими действиями ООО "Метстрой" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по контракту, которые могли быть приняты во внимание, в материалы обращения Комиссии не представлено.
Стоит отметить, что ООО "Метстрой" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Метстрой" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ООО "Метстрой" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Метстрой" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "Метстрой" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
В силу положений ст. 2 ГК РФ Подрядчик мог предвидеть негативные обстоятельства (предпринимательские риски) и позаботиться об обстоятельствах, исключающих возможность наступления неблагоприятных последствий.
Кроме того, Обществом в адрес Комиссии не представлено доказательств, обуславливающих невозможность исполнить условия Контракта ввиду задержек со стороны контрагентов поставок материалов, необходимых для выполнения работ. Вместе с тем, являясь субъектом предпринимательской деятельности, Общество не ограничено в выборе контрагентов.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "Метстрой" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Метстрой" (614111, Пермский край, г. Пермь, ул. Яблочкова, д. 31, кв. 200, ИНН 5904337494) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Метстрой" Аристове Андрее Анатольевиче (ИНН 590400019085) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Метстрой", о генеральном директоре ООО "Метстрой" Аристове Андрее Анатольевиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений ООО "Метстрой", о генеральном директоре ООО "Метстрой" Аристове Андрее Анатольевиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 13.10.2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 октября 2023 г. N РНП-59-333
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023