Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Авангард" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к г. Пермь на участке км 348+500 - км 362+000, Пермский край" (изв.N 0315100000323000083),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000323000083 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к г. Пермь на участке км 348+500 - км 362+000, Пермский край".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 525 996 626,05 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.10.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком неверно определен вид работ, выполняемых в рамках исполнения контракта. Согласно доводу Заявителя, в силу положений приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. N 402 (далее - приказ N 402), работы, предусмотренные контрактом, являются работами по капитальному ремонту автомобильной дороги.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика указал, что определенные работу могут входить как в перечень работ по ремонту автомобильных дорог, так и в перечень работ по капитальному ремонту автомобильных дорог. При этом виды работ, присутствующие исключительно в перечне работ по капитальному ремонту дорог, в документации Заказчика отсутствуют.
Так, указанные в жалобе работы:
г) укрепление обочин;
ж) переустройство дорожной одежды на участках образования колей глубиной более 50 мм с удалением одного или нескольких нестабильных слоев основания не могут быть соотнесены с предметом спорных закупок, т.к., в соответствии с приказом N 402 относятся к перечню работ по капитальному ремонту только в случае проведения комплекса работ по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода (п. 4 раздела II Приказа). Работы по укреплению обочин также учтены в разделе приказ N 402 "III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог", в пункте 5 подпункта "1) по земляному полотну и системе водоотвода:", "в) укрепление обочин". Работы по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия учтены в разделе приказ N 402 "III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог", в пункте 5 подпункта "2) по дорожным одеждам:", "б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия". При этом, при установлении данных работ не установлено предельное значение толщины фрезерования. Целью планируемого ремонта является полная замена дорожной слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, что коррелирует с в) подпункта 2 пункта 5 раздела III Приказа N 402 - полная замена дорожной слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материалов старого покрытия.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки N 0315100000323000083 описание выполняемых работ указано в приложениях.
Согласно п. 10.4 Технического задания подрядчик должен производить работы в соответствии с государственным контрактом и требованиями нормативно-технических документов, представленных в приложения к государственною контракту.
Также согласно ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ подрядчику надлежит следующие виды работ, в частности:
- выравнивающее фрезерование сущестующего асфальтобетонного покрытия, средней толщиной до 10 см.;
- восстановление слоя основания из ОМС 32-К по ГОСТ Р 70197.1-2022, толщиной 0.12 м.;
- устройство слоя из щебня фр. 31,5-63 мм М800;
- укрепление обочин щебеночно-песчаной смесью С-4, толщиной 0,15 м.
В соответствии с п. 10, 11 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонтом автомобильных дорог является комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Приказом Минтранса России N 402 от 16.11.2012 г "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Так, согласно пп. "а", "б" п. 2 ч. 3 приказа N 402 при капитальном ремонте проводятся следующие виды работ по дорожным одеждам:
- ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
- восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам);
В соответствии с пп. "г", "ж" п. 2 ч. 4 приказа N 402 к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы по дорожным одеждам:
- укрепление обочин;
- переустройство дорожной одежды на участках образования колей глубиной более 50 мм с удалением одного или нескольких нестабильных слоев основания.
Также согласно пп. "в" п. 1 ч. 5, пп. "г" п. 2 ч. 5 приказа N 402 при ремонте автомобильной дороги проводятся следующие работы по земляному полотну и системе водоотвода:
- укрепление обочин;
по дорожным одеждам:
- ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя.
Комиссией в адрес АСРО "Гильдия Пермских строителей" был направлен запрос (исх.N 10332/23 от 09.10.2023 г.) с целью установления к каким видам работ относятся работы, предусмотренные Техническим заданием, проектной документацией.
Согласно поступившему ответу (вх.N 15342-ЭП/23 от 10.10.2023 г.) работы, предусмотренные п. 2, 3, 12, 14 сметы, соответствуют видам работ, указанным в пп. "в" п. 2 ч. 5 раздела 3 приказа N 402. Характер обозначенных работ, указанных в п. 2, 3, 12, 14 сметы, с учётом положений приказа N 402, позволяет отнести указанные работы к работам по ремонту автомобильных дорог, согласно разделу III Классификация работ по ремонту автомобильных дорог приказа N 402. Сопутствующие работы, указанные в сметах такие, как конструкция дорожной одежды в местах ликвидации пучин, укрепление обочин также поименованы в разделе III приказа N 402 и выполняются при ремонте, что в совокупности с вышеперечисленными работами позволяет отнести все работы в целом к работам по ремонту автомобильных дорог.
На основании указанного выше, с учетом содержания ответа АСРО "Гильдия Пермских строителей" на запрос, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком правомерно определен вид выполняемых по контракту работ - ремонт автомобильной дороги. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Авангард" на действия ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к г. Пермь на участке км 348+500 - км 362+000, Пермский край" (изв.N 0315100000323000083) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 октября 2023 г. N 15014/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023