Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник отдела, члены Комиссии - Е.О. Хорышев, главный специалист - эксперт, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мосмедсклад" на действия заказчика КГБУЗ "Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер N1" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-16579/23 ""Поставка медицинского оборудования (облучатель ультрафиолетовый для фототерапии) для нужд КГБУЗ КККВД N1 в 2023 году"", размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000123015990, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 04.10.2023 года в 10 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в присутствии представителей заказчика, представителя уполномоченного органа. Податель жалобы присутствие своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком составлено извещение с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (облучатель ультрафиолетовый для фототерапии) для нужд КГБУЗ КККВД N1 в 2023 году.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком составлено описание объекта закупки под который подходит товар одного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования (облучатель ультрафиолетовый для фототерапии).
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в описании объекта закупки применен код позиции КТРУ - 26.60.13.180-00000006 "Облучатель ультрафиолетовый для фототерапии".
Комиссия установила, что указанная позиция КТРУ - 26.60.13.180-00000006 "Облучатель ультрафиолетовый для фототерапии" не содержит обязательные для применения характеристики товара.
На основании изложенного заказчику необходимо учитывать требования статьи 33 Закона о контрактной системе к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5,6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
Комиссия также отмечает, что, обеспечивая соблюдение принципа конкуренции в закупках, заказчик не может и не должен совершать указанное в ущерб принципу достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку это приведет, во-первых, к нерациональному расходованию заказчиком бюджетных средств, во-вторых, может отрицательно сказаться на качестве оказания медицинских услуг, отвечающих требованиям безопасности.
Из довода подателя жалобы следует, что в отношении товара, закупаемого заказчиком имеется возможность предложить единственного производителя, а именно: ООО ЧП "Завет".
Заказчик представил письменные пояснения, из которых следует, что на рынке имеется эквивалентный товар производства ООО "Мед ТеКо" облучатель ртутно - кварцевый "ОРКш - Мед ТеКо".
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что заказчику необходим к поставке товар с характеристикой "Габаритные размеры - не более 1600х600х600".
Подателем жалобы было представлено руководство по эксплуатации на указанный заказчиком эквивалент, из которой следует, что такая характеристика как "Габаритные размеры" не соответствуют описанию объекта закупки, поскольку руководство содержит информацию о том, что указанная модель оборудования имеет габаритные размеры не более 1750х820х680.
Комиссия отмечает, что не имеет оснований не доверять информации или ставить под сомнение, что информация в указанном руководстве по эксплуатации может являться недостоверной, неактуальной.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировала информацию, размещенную на официальном сайте производителя ООО "Мед ТеКо" (по адресу https://medteco.ru/product/fizioterapiya/foto-terapiya/orksh/?sphrase_id= 2822) согласно которой необходимый заказчику к поставке товар имеет конкретные габаритные размеры 820х680х1750.
В адрес Красноярского УФАС России заказчиком были представлены скриншоты с сайта ООО "Мед Теко", согласно которому эквивалентный товар имеет габаритные размеры 1600х600х600. Вместе с тем Комиссия лишена возможности прийти к выводу о том, что представленная информация действительно размещена на официальном сайте производителя, поскольку, как было указано ранее, Комиссия, самостоятельно исследовав в системе "Интернет" различные сайты установила, что на официальном сайте производителя содержится иная информация, чем та, на которую ссылается заказчик, а именно указанный заказчиком товар имеет габаритные размеры 820х680х1750.
Кроме того, Комиссия также не имеет возможности принять представленный заказчиком скриншот в качестве допустимых доказательств, поскольку информация размещенная в сети "Интернет" не является достоверным доказательством того, что указанная заказчиком модель медицинского оборудования производства "Мед Теко" имеет габариты, соответствующие описанию объекта закупки. Комиссия также обращает внимание на тот факт, что информация, размещаемая производителями на различных сайтах является ответственностью самого производителя и может быть не актуализирована на момент просмотра интернет-страницы.
Поскольку, как было указано ранее, Комиссия лишена возможности при сравнении характеристик товара руководствоваться сведениями, содержащимися в сети "Интернет", Комиссия при проведении сравнительного анализа параметров представленного заказчиком эквивалента исходила из сведений, содержащихся в руководстве по эксплуатации, исходя из которых следует, что модель оборудования, на которую ссылается заказчик, не соответствует по своим габаритным значениям тому показателю, который указан в описании объекта закупки.
В связи чем, Комиссия, приходит к выводу, что товар, который указан заказчиком, как эквивалент имеет отличные габаритные размеры от указанных заказчиком в описании объекта закупки.
Комиссия Красноярского УФАС России также отмечает, что заказчиком не было представлено доказательств потребности заказчика в установлении габаритных размеров именно 1600х600х600. А также не было представлено доказательств того, что медицинское оборудование с габаритными размерами 820х680х1750 не способно удовлетворить потребность заказчика.
На основании изложенного, Комиссии Красноярского УФАС России не был доказан тот факт, что на рынке медицинского оборудования присутствует эквивалент, обладающий полным объемом характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
В связи с изложенным, действия заказчика, ненадлежащим образом установившего требования в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 31, часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На заседании Комиссии заказчиком было представлено письмо направленное заказчику от подателя жалобы согласно которому податель жалобы просит рассмотреть жалобу без участия представителя подателя жалобы, а также еще раз обращает внимание Комиссии на тот факт, что габаритные размеры оборудования, на которые указывает заказчик не соответствуют описанию объекта закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Мосмедсклад" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 3 дня, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии Е.О. Хорышев
А.Н. Пшенникова
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 октября 2023 г. N 024/06/106-2729/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023