Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - врио заместителя руководителя управления М.А. Грицай, члены Комиссии заместитель начальника отдела Н.А. Ворсина, главный специалист-эксперт А.Н. Пшенникова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "Красноярская межрайонная детская больница N 4" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Медика", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Медика" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку запчастей для наркозно-дыхательного аппарата Drager Fabius Plus, извещение N0119200000122020090 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и Общества, указанным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
Рассмотрение обращения, состоявшееся 09.10.2023 в 10 часов 30 минут, было проведено в отсутствии представителя заказчика, представителя Общества.
Из Правил ведения РНП, утвержденное Постановлением Правительства от 30.06.2021 N
1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из материалов обращения следует, что между заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. Поставщик обязуется осуществить поставку с доставкой запасных частей для наркозно-дыхательного аппарата Drager Fabius Plus (далее по тексту - "Товар") в соответствии с условиями настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять поставленный товар и оплатить его в соответствии с условиями настоящего Контракта".
Согласно разделу 4 Контракта: "Заказчик по настоящему Контракту вправе:
- привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества и т.п., для участия в приемке Товара;
- контролировать ход поставки Товара, соблюдение срока поставки, проверять соответствие Товара условиям настоящего Контракта, Спецификации;
- при обнаружении недостатков Товара, требовать их устранения. Требование подлежит обязательному выполнению Поставщиком;
- направлять мотивированный отказ в подписании документа о приемке по результатам приемки поставленного Товара.
4.2. Заказчик по настоящему Контракту обязан:
- для взыскания неустойки (штрафов, пеней) направить Поставщику претензию, содержащую требование об уплате сумм неустойки (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Поставщиком своих обязательств по Контракту;
- провести экспертизу для поставленного товара на предмет соответствия условиям Контракта, в соответствии с пунктом 6.3. Контракта".
Согласно разделу 5 контракта: "Поставка товара осуществляется Поставщиком Заказчику в объемах согласно Приложению N 1, в сроки указанные в п. 5.3 Контракта. Доставка товара до Заказчика и его выгрузка на склад Заказчика осуществляется за счет Поставщика.
Поставщик производит поставку товара, согласно режиму работы Заказчика с 8 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по местному времени (обед с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут), при этом за 5 дней до осуществления поставки Товара в Место доставки товара, направляет Заказчику уведомление о времени доставки Товара по адресу электронной почты: kostilev.aa@krgdb4.ru . Уведомление, должно содержать ссылку на реквизиты Контракта, а также дату и планируемое время доставки Товара в место доставки.
Поставка товара осуществляется течение 60 календарных дней с момента заключения контракта (одна поставка)".
Согласно разделу 6 контракта: "Заказчик осуществляет приемку поставленного Товара, включая оформление результатов приемки, в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику подписанного Поставщиком документа о приемке в соответствии с ч.13 ст.94 Закона N44-ФЗ.
6.2. Приемка товара осуществляется лицами, уполномоченными руководителем Заказчика. Для приемки поставленного товара руководителем Заказчика может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 3 человек.
6.3. Приемка и экспертиза каждой партии поставленного товара включает в себя следующее:
- проверка Товара на соответствие условиям Контракта и Спецификации (Приложение 1 к Контракту);
- проверку полноты, правильности оформления комплекта сопроводительных документов, в том числе наличие документов, подтверждающих надлежащее качество товара, достоверности информации, в них содержащейся, в соответствии с п. 5.6. Контракта;
- контроль наличия/отсутствия внешних повреждений упаковки (тары) (в случае, если Товар поставляется в упаковке (таре));
- проверку маркировки товара на соответствие требованиям, установленным действующими нормативными актами;
- проверку сроков годности поступившего товара на предмет соответствия условиям настоящего контракта;
- полную проверку комплектности и целостности всего поступившего товара путем визуального осмотра товара;
- наличие решения Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю о приостановлении обращения поставленного товара на территории Красноярского края.
6.4. Для проверки поставленного Товара в части соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза проводится Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Для проведения экспертизы поставленного Товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта. Срок представления Поставщиком дополнительных материалов составляет 2 (два) рабочих дня с момента направления запроса. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения о соответствии/несоответствии поставляемого товара условиям настоящего контракта.
6.5. В случае обнаружения недостатков (по количеству, качеству и иных недостатков) Заказчик извещает Поставщика не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты обнаружения указанных недостатков. Извещение о выявленных недостатках с указанием сроков по устранению недостатков направляется Поставщику электронной почтой (на адрес указанный в контракте) либо факсом.
6.6. Поставщик в установленный в извещении срок обязан устранить все недостатки. Если Поставщик в установленный срок не устранит недостатки, Заказчик вправе предъявить Поставщику требования в соответствии с Законом о контрактной системе, Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно разделу 7 контракта: "В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей".
Раздел 9 Контракта предусматривает: "Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами по Контракту или в связи с ним, разрешаются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 5 (пять) рабочих дней со дня ее получения.
9.2. Сторона, считающая, что ее права нарушены (далее - заинтересованная сторона), обязана направить другой стороне письменную претензию. К претензии должны быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.
9.3. Сторона, которая получила претензию, обязана ее рассмотреть и направить письменный мотивированный ответ другой стороне в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения претензии".
Раздел 13 Контракта предусматривает: "Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.5. Расторжение настоящего контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
Изучив материалы, поступившие от заказчика, на момент принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт не был исполнен ненадлежащим образом, что подтверждается следующим.
В соответствии с условиями Контракта Обществу необходимо поставить товар в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента заключения контракта.
Обществом 16.02.2023 был поставлен товар не в полном объеме, что подтверждается документом о приемке N108 от 16.02.2023, Обществом было поставлено 11 из 17 позиций товара необходимого заказчика.
Заказчиком на основании раздела 6 контракта была проведена экспертиза поставленного товара по итогам который заказчиком было установлено: "представленные документы для принятия и оплаты товара/работы/услуги данным контракта - не соответствуют; фактическое количество (объем) поставленного товара/работ/услуг представленным документам - не соответствуют; документы в ЕИС выставлены, товар Поставщиком не поставлен, на основании:
4.6. Поставщик либо уполномоченное им лицо в день передачи Товара обязан предоставить Заказчику следующие документы:
· документ о приемке оформленный в соответствии со ст.94 Закона 44-ФЗ.
· документы, подтверждающие качество товара,
а Заказчик или его уполномоченный представитель обязан принять данные документы.
В случае непредставления (несвоевременного представления) вышеуказанных документов обязательство по поставке Товара считается неисполненным, и Поставщик несет ответственность, предусмотренную разделом 7 Контракта.
4.7. Обязательство Поставщика по поставке считается выполненным с момента передачи Заказчику Товара, документов, указанных в п. 5.6. Контракта, и подписания Заказчиком документа о приемке в соответствии со от.94 Закона N 44-ФЗ. С этого момента право собственности на Товар, риск случайной гибели, порчи и/или повреждения Товара переходят к Заказчику".
По результатам проведенной экспертизы заказчиком было принято решение об отказе в принятии товара о чем был составлен мотивированный отказ от приемки товара от 22.02.2023 согласно которому "пункт 5.6 контракта: поставщик либо уполномоченное им лицо в день передачи Товара обязан предоставить Заказчику следующие документы:
· документ о приемке оформленный в соответствии со ст.94 Закона 44-ФЗ.
· документы, подтверждающие качество товара, а Заказчик или его уполномоченный представитель обязан принять данные документы. В случае непредставления (несвоевременного представления) вышеуказанных документов обязательство по поставке Товара считается неисполненным, и Поставщик несет ответственность, предусмотренную разделом 7 Контракта.
5.7. Обязательство Поставщика по поставке считается выполненным с момента передачи Заказчику Товара, документов, указанных в п. 5.6. Контракта, и подписания Заказчиком документа о приемке в соответствии со ст.94 Закона N 44-ФЗ. С этого момента право собственности на Товар, риск случайной гибели, порчи и/или повреждения Товара переходят к Заказчику".
Обществом 25.04.2023 в адрес заказчика было направлено гарантийное письмо согласно которому Общество сообщает, что товар закуплен у иностранных производителей, однако, в связи с проблемами с логистикой товар будет поставлен позже установленного контрактом срока.
12.05.2023 заказчиком в адрес Общества была направлена претензия N1054 от 12.05.2023 с требованием оплатить пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, а также поставить необходимый заказчику товар.
По состоянию на 09.10.2023 нарушение сроков поставки не устранено, каких-либо пояснений со стороны Общества о причинах нарушения графика поставки - не поступало.
В адрес Красноярского УФАС России от Общества письменные пояснения о причинах нарушения условий контракта запрошенные уведомлением N 16530/23 от 04.10.2023 получены не были.
В связи с тем, что Обществом были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по поставке Товара, заказчик на основании статьи 95 Закона о контрактной системе и раздела 13 Контракта, 20.09.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 20.09.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 20.09.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что Общество устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 03.10.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по контракту влекут негативные последствия для учреждения.
Исходя из вышеизложенного, Обществом был поставлен не в полном объеме, Комиссия также отмечает, что частичная поставка товара не может свидетельствовать о добросовестных действиях Общества направленных на надлежащее исполнение условий контракта. Учитывая социальную значимость предмета закупки Комиссия приходит к выводу, что не поставка Обществом товара в полном объеме влечет негативные последствия для учреждения. Поскольку заказчиком является медицинское учреждение, которое в своей повседневной деятельности использует закупаемые изделия медицинского назначения. Таким образом, не поставка указанных изделий влечет парализацию работы медицинского учреждения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Общество не предпринимало попытки надлежащим образом исполнить обязательства по контракту.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать Общество нарушившим существенные условия контракта.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 523 ГК РФ предусматривает следующее: нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки, тот факт что исполнение обязательств по Контракту необходимо для нормального функционирования медицинского учреждения, а также тот факт, что Общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения надлежащим образом предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен надлежащим образом, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта Общество Комиссии не представило.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО "Медика" (ИНН 6672288260) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.10.23 |
05.10.23 |
03.10.23 |
0 |
03.10.23 |
10.10.23 |
09.10.23 |
0 |
12.10.23 |
27.09.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Грицай |
Члены Комиссии |
Н.А. Ворсина |
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 октября 2023 г. N 024/10/104-2781/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023