Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Магаданского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее - ФГБНУ "ВНИРО", Заказчик), индивидуального предпринимателя Д<_> (далее - ИП Д<_>, Поставщик), уведомленных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП Д<_>, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров" (реестровый номер 0347400000223000034).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности поставщика на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2023 Заказчиком - ФГБНУ "ВНИРО" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров" (реестровый номер 0347400000223000034).
Начальная (максимальная) цена контракта 3 880,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 15.09.2023 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.09.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.09.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.09.2023 NЦПА1, на участие в закупке было подано 2 заявки участников с идентификационными номерами 1, 2. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 13,5%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.09.2023 NИЭА1, обе заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими положениям извещения об электронном аукционе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 2 (ИП Д<_>), сделавший наименьшее предложение о цене контракта - 3 356,20 руб. С учетом положений подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", цена контракта составила - 2 852,77 руб.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
В соответствии с подпунктом "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
18.09.2023, во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком - ФГБНУ "ВНИРО" размещен в ЕИС без своей подписи проект контракта.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки - ИП Д<_> не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, то есть до 25.09.2023, надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной площадке.
Согласно информации в ЕИС, проект контракта, заключаемый с ФГБНУ "ВНИРО" по итогам проведения электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров" (реестровый номер 0347400000223000034), подписан ИП Д<_> 22.09.2023, т.е. в установленный законодательством о контрактной системе срок.
Исходя из представленных в материалы дела документов, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в качестве обеспечения исполнения контракта победителем закупки представлена информация о добросовестности, подтверждающая исполнение участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в рассматриваемой закупке трех контрактов, цена одного из которых составляет не менее чем 25% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (в соответствии с положениями части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.09.2023 NППУ20_1 победитель закупки признан уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе - непредставление участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
В письменном пояснении (вх. N 3736-ЭП/23 от 03.10.2023) ИП Д<_> указывает, что в соответствии с положениями пункта 9.13 Контракта, в качестве обеспечения исполнения контракта Поставщиком была представлена информация о добросовестности, а именно реестровые номера трех контрактов, исполненных в течении трех лет до даты подачи заявки на участие в рассматриваемой закупке:
- N 1490991205822000032 от 18.11.22 на сумму 16500,00 руб.;
- N 1490991205822000037 от 16.12.22 на сумму 12180,00 руб., при этом, вместо реестрового номера третьего исполненного контракта, ошибочно был указан номер извещения об осуществлении закупки (0347100009822000109), реестровый номер контракта 1490900799522000053 от 17.10.22 на сумму 3077,00 руб. Таким образом, причиной факта уклонения победителя закупки от заключения контракта, является техническая ошибка. Закупаемые товары имеются в наличии на складе Поставщика. ИП Д<_> является постоянным участником конкурентных закупок в ЕИС, поставщиком по государственным контрактам, исполненным без применения неустоек (штрафов, пеней) со стороны заказчиков, в действиях ИП Д<_> отсутствовало намеренное уклонение от заключения контракта, недобросовестное поведение не подразумевалось.
Проведя анализ извещения о рассматриваемой закупке (с приложениями), документов, представленных в материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, в извещении о закупке, приложениях к извещению, Заказчиком не установлено преимущество участникам, являющимся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, положения части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе в данной закупке не применяются.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В извещении о рассматриваемой закупке Заказчиком установлено следующее:
"Обеспечение исполнения контракта
Требуется обеспечение исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта
194.00 Российский рубль (5% от НМЦК)
Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению
Обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. ст. 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно. Контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта".
При этом, пунктом 9.1 приложения к извещению "Проекта Контракта" Заказчик установил, что Поставщик до заключения контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1615 (Одна тысяча шестьсот пятнадцать) рублей 56 копеек.
Пунктом 9.13 приложения к извещению "Проект Контракта", Контракта, направленного Заказчиком победителю закупки, установлено, что Поставщик освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, обязанность по предоставлению которого предусмотрена частью 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с предоставлением в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение Поставщиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к Поставщику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Вышеуказанные положения извещения о закупке, Контракта противоречат положениям и требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 3 статьи 7, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Установленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с положениями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, материалы о включении ИП Д<_> в реестр недобросовестных поставщиков были направлены в Магаданское УФАС России 29.09.2023 посредством размещения обращения в ЕИС.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок о факте уклонения от заключения контракта.
3. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ИП Д<_> в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
Как установлено ранее, не предоставление ИП Д<_> обеспечения исполнения контракта, явилось следствием противоречивых положений извещения о закупке Заказчика, технической ошибки со стороны Поставщика.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, рассмотрев материалы, представленные в дело, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в действиях ИП Д<_> отсутствует умышленное уклонение от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров" (реестровый номер 0347400000223000034), в связи с чем ИП Д<_> не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Магаданским филиалом Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Д<_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>, адрес: <_>), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров" (реестровый номер 0347400000223000034) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБНУ "ВНИРО" нарушение части 3 статьи 7, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 6 октября 2023 г. N 049/06/104-206/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023