Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Магаданской области" (далее - МОГКУ "УКС Магаданской области", Заказчик), уведомленного надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении МОГКУ "УКС Магаданской области" (ИНН/КПП 4900011940/490001001; ОГРН 1224900000490; адрес: 685000, Магаданская область, город Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15) при осуществлении следующих закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
1) "Ремонт кровли морга филиала "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер контракта 2490001194023000002);
2) "Строительство (реконструкция) филиала "Сусуманская районная больница" государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (здания больницы с поликлиникой и вспомогательными помещениями)" (реестровый номер контракта 2490001194023000009);
3) Приобретение Государственным заказчиком жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Клубная, д. 12, корп. 4" (реестровый номер контракта 2490001194023000006).
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, Письма ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019.
Закупки, являющиеся предметом настоящей проверки, осуществлены в рамках Национальных проектов "Здравоохранение", "Жилье и городская среда".
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 01.02.2023 между МОГКУ "УКС Магаданской области" и ИП Е<_> заключен государственный контракт N 202308475000008001000005/1 на выполнение комплекса работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Ремонт кровли морга филиала "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер контракта 2490001194023000002).
Цена контракта - 21 878 536,82 руб.
Срок выполнения работ - до 15.11.2023.
Основание заключения контракта: пункт 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства Магаданской области от 15.03.2022 N 203-пп "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Магаданской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - Постановление Правительства Магаданской области N 203-пп), Распоряжение Правительства Магаданской области от 20.01.2023 N 10-рп "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение комплекса работ по объекту "Ремонт кровли морга филиала "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница".
1.1. 24.03.2023 между МОГКУ "УКС Магаданской области" и обществом с ограниченной ответственностью "Идефикс" заключен государственный контракт N 202308475000008001000013 на выполнение комплекса работ по выполнению инженерных изысканий, разработке проектной документации, разработке рабочей документации и строительству объекта: "Строительство (реконструкция) филиала "Сусуманская районная больница" государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (здания больницы с поликлиникой и вспомогательными помещениями)" (реестровый номер контракта 2490001194023000009).
Цена контракта - 812 153 500,00 руб.
Срок выполнения работ - до 15.11.2025.
Основание заключения контракта: пункт 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства Магаданской области от 15.03.2022 N 203-пп, Распоряжение Правительства Магаданской области от 24.03.2023 N 115-рп "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по объекту "Строительство (реконструкция) филиала "Сусуманская районная больница" государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (здания больницы с поликлиникой и вспомогательными помещениями)".
1.2. 27.02.2023 между МОГКУ "УКС Магаданской области" и Автономной некоммерческой организацией "Дирекция по развитию социально значимых объектов Магаданской области" заключен государственный контракт N 202308475000008001000009 на приобретение жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Клубная, д. 12, корп. 4 (реестровый номер контракта 2490001194023000006).
Цена контракта - 158 002 318,50 руб.
Срок исполнения контракта - до 10.05.2023.
Основание заключения контракта: пункт 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства Магаданской области от 15.03.2022 N 203-пп, Распоряжение Правительства Магаданской области от 20.02.2023 N 71-рп "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки "Приобретение жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Клубная, д. 12, корп. 4".
2. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения для нужд субъекта Российской Федерации на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, изданного в соответствии с настоящим постановлением.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решение о принятии актов об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. Вместе с тем, при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Постановлением Правительства Магаданской области N 203-пп определены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Магаданской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и установлен порядок их осуществления.
Распоряжения Правительства Магаданской области от 20.01.2023 N 10-рп, 20.02.2023 N 71-рп, 24.03.2023 N 115-рп об осуществлении закупок с единственными подрядчиками изданы в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп.
В свою очередь, подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп установлено, что правовой акт подготавливается на основании протокола заседания Правительства Магаданской области, координационного или совещательного органа под председательством заместителя председателя Правительства Магаданской области, которое содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области.
При этом, согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки, такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
В соответствии с письмом первого заместителя Председателя Правительства Магаданской области от 06.04.2023 N 2351/01/25 пункт 2.1 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп применяется в случае, если закупка осуществляется на основании одного из подпунктов пункта 2 Постановления N 203-пп. Кроме того, при применении пункта 2.1 постановления Правительства Магаданской области N 203-пп "срочность осуществления закупки" является следствием "недружественных действий иностранных государств и международных организаций". Таким образом, данные обстоятельства являются взаимосвязанными и не могут применяться по отдельности в качестве основания для принятия решения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N 24-06-06/12571 от 15.02.2023, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона о контрактной системе носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
В соответствии с письменной позицией МОГКУ "УКС Магаданской области", изложенной в письмах (исх. N 1006-119/25 от 30.12.2022, N 925-119/25 от 21.03.2023), направленных в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, обоснованием необходимости заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по объектам: "Ремонт кровли морга филиала "Омсукчанская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер контракта 2490001194023000002), "Строительство (реконструкция) филиала "Сусуманская районная больница" государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (здания больницы с поликлиникой и вспомогательными помещениями)" (реестровый номер контракта 2490001194023000009), является нестабильная ситуация в стране, обусловленная, в том числе, санкционной политикой недружественных стран, проведением Российской Федерацией специальной военной операции, нарушением сложившихся логистических цепочек из центральных регионов, удорожанием строительных материалов и оборудования, а также объявленной частичной мобилизацией, ввиду чего наблюдается снижение предложений на рынке услуг подрядных организаций.
Комиссия критично относится к указанным доводам, так как предметом вышеуказанных контрактов выступает комплекс работ по выполнению инженерных изысканий, разработке проектной документации, разработке рабочей документации, капитальному ремонту и строительству объектов. Срок выполнения работ по контракту с реестровым номером 2490001194023000002 - 9 месяцев, по контракту с реестровым номером 2490001194023000009 - 2 года 7 месяцев, следовательно, признаками "срочности", "внезапности" - процедура заключения спорных Контрактов, а также предмет контрактов, не обладали. Каких-либо возможных негативных последствий, препятствующих проведению конкурентных процедур при осуществлении указанных закупок, Заказчиком не приведено. Выполнение работ по ремонту кровли морга Омсукчанской районной больницы, реконструкции здания Сусуманской районной больницы не обладают признаками, которые необходимы для защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Указанные работы являются запланированными в рамках реализации Национального проекта "Здравоохранение".
Таким образом, заключение государственных контрактов с реестровыми номерами 2490001194023000002, 2490001194023000009 не вызвано обстоятельствами, в связи с которым принят Закон N 46-ФЗ и которые указаны в Постановлении Правительства Магаданской области N 203-пп.
В обоснование необходимости заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по закупке "Приобретение Государственным заказчиком жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Клубная, д. 12, корп. 4" (реестровый номер контракта 2490001194023000006) (письмо в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области от 14.02.2023 N 481-119/25), МОГКУ "УКС Магаданской области" также ссылается на нестабильную ситуацию в стране, обусловленную, в том числе, санкционной политикой недружественных стран, проведением Российской Федерацией специальной военной операции, нарушением сложившихся логистических цепочек из центральных регионов, удорожанием строительных материалов и оборудования, а также объявленной частичной мобилизацией, ввиду чего наблюдается снижение предложений на рынке услуг подрядных организаций, а также на тот факт, что во исполнение требований пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), исключается возможность приобретения жилых помещений у собственников жилья на вторичном рынке. Как указывает Заказчик, данная закупка проводится в рамках реализации государственной программы Магаданской области "Переселение в 2022-2027 годах граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в период с 1 января 2017 по 1 января 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 06.10.2022 N 790-пп.
Комиссия не может согласиться с вышеизложенной позицией МОГКУ "УКС Магаданской области", ввиду следующего.
Согласно пункту 1.1 Контракта предметом настоящего Контракта является приобретение Государственным заказчиком жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Клубная, д. 12, корп. 4.
Таким образом, Заказчиком приобретаются готовые (введенные в эксплуатацию) жилые помещения. Соответственно, доводы МОГКУ "УКС Магаданской области" о невозможности проведения конкурентной процедуры по данной закупке, ввиду "нарушения сложившихся логистических цепочек из центральных регионов, удорожания строительных материалов и оборудования, а также снижения предложений на рынке услуг подрядных организаций, в связи с объявленной частичной мобилизацией", не является состоятельным.
Вместе с тем, согласно разделу 4 Постановления Правительства Магаданской области от 06.10.2022 N 790-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Переселение в 2022-2027 годах граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года"" при реализации настоящей Программы средства областного бюджета и предоставленная финансовая поддержка за счет средств Фонда, направленные на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расходуются исключительно:
1. На строительство многоквартирных домов (в том числе подготовка проектной документации в целях строительства многоквартирных домов);
2. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, у лиц, не являющихся застройщиками (вторичный рынок жилья);
3. Приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая строящиеся многоквартирные дома (приобретение благоустроенных квартир в городе Магадане для переселения граждан из аварийного жилищного фонда).
Комиссия отмечает, что в рамках реализации государственной программы Магаданской области "Переселение в 2022-2027 годах граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в период с 1 января 2017 по 1 января 2022 года", Национального проекта "Жилье и городская среда", Департаментом имущественных и жилищных отношений города Магадана было проведено 6 электронных аукционов с аналогичным предметом закупки - приобретение жилых помещений.
Следовательно, МОГКУ "УКС Магаданской области" не имело объективных и мотивированных причин, правовых оснований для отказа от проведения конкурентной процедуры, ограничения числа потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в результате заключения рассматриваемых контрактов ИП Е<_>, общество с ограниченной ответственностью "Идефикс", Автономная некоммерческая организация "Дирекция по развитию социально значимых объектов Магаданской области" получили доступ к выполнению работ без конкурентной борьбы и были поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - потенциальным участникам торгов, осуществляющими аналогичную деятельность.
Учитывая изложенные обстоятельства, заключение государственных контрактов от 01.02.2023 N 202308475000008001000005/1 (реестровый номер контракта 2490001194023000002), от 24.03.2023 N 202308475000008001000013 (реестровый номер контракта 2490001194023000009), от 27.02.2023 N 202308475000008001000009 (реестровый номер контракта 2490001194023000006) нарушают положения статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, противоречит принципам открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, установленным статьей 6 Закона о контрактной системе, а также не отвечает требованиям, установленным пунктом 2.1 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп.
На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Магаданской области" нарушения статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, пункта 2.1 Постановления N 203-пп.
2. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 6 октября 2023 г. N 049/10/99-201/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023