Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К. В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
Заказчика - Ли Н.К.;
Уполномоченного органа - Коваль А.В.;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (ИНН 380200093971) на положения извещения - размещенное уполномоченным органом Администрацией города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту "Оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в части оценки технического состояния (диагностики) и технической паспортизации автомобильных дорог" (извещение N 0161300000123000902)(далее-конкурс).
УСТАНОВИЛА:
04.10.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, который допустил нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). По мнению подателя жалобы, установленный уполномоченным органом порядок оценки заявок не соответствует положениям Постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N ЕО/3447/23 от 04.10.2023 назначено на 10.10.2023 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Далее - Положение 2604).
Согласно п. 32 Положения 2604, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссией Сахалинского УФАС установлено, что в разделе III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Уполномоченный орган установил Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общее количество исполненных участником закупки договоров.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта (выполнение работ (оказание услуг) по обследованию и/или диагностике и/или оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и/или паспортизации автомобильных дорог): - исполненный договор (договоры), - акт (акты) выполненных работ (оказанных услуг), составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются - исключительно исполненный договор (договора) по содержанию автомобильных дорог. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В соответствии с п. 32 Положения 2604, конкурсной комиссией должен оцениваться опыт с предметом договора предусматривающим выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Изучив представленные в материалы документы и пояснения сторон, Комиссия Сахалинского УФАС, приходит к выводу, что Уполномоченный орган неправомерно установил требования к опыту исключительно по содержанию автомобильных дорог. Таким образом, Уполномоченным органом установлен порядок оценки заявок не соответствующий требованиям пп. "в" п. 32 Положения 2604. Уполномоченный орган признается нарушившим п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (ИНН 380200093971) на положения извещения - размещенное уполномоченным органом Администрацией города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту "Оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в части оценки технического состояния (диагностики) и технической паспортизации автомобильных дорог" (извещение N 0161300000123000902) - обоснованной.
2. Признать Уполномоченного органа - Администрацию города Южно-Сахалинска нарушившим, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 октября 2023 г. N 065/06/106-685/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023