Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев материалы дела N065/10/104-692/2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (ИНН 3460011110), в том числе генерального директора Машура Дмитрия Викторовича (ИНН 344405048160) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по обследованию технического состояния многоквартирных домов в городском округе "Город Южно-Сахалинск" " (извещение N 0161300000123000590)(далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 30.06.2023 между сторонами заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым Подрядчик выполняет работы по обследованию технического состояния многоквартирных домов в городском округе "Город Южно-Сахалинск". Однако работы по контракту не исполнены. В этой связи, учитывая, что заказчик не удовлетворен выполненной работой, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствия информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 09.10.2023 N ЕО/3514/23 рассмотрение представленной информации назначено на 12.10.2023 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
25.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
30.06.2023 заключен муниципальный контракт N 60/16, в соответствии с которым Подрядчик выполняет работы по обследованию технического состояния многоквартирных домов в городском округе "Город Южно-Сахалинск", в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), определяющим место и условия выполнения работ и Сметой контракта (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик принимает работы и оплачивает их в порядке, установленном Контрактом.
Срок выполнения работ: 25 календарных дней с даты заключения Контракта.
- начало работ - "30" июня 2023 года;
- окончание работ - "24" июля 2023 года.
Цена Контракта определяется Сметой контракта и составляет 88 841 (восемьдесят восемь тысяч восемьсот сорок один) рубль 60 копеек, цена Контракта НДС не облагается.
Разделом 2 контракта установлены права и обязанности сторон:
Подрядчик принимает на себя следующие обязательства:
Принять от Заказчика исходные данные, необходимые для разработки технического заключения в течение 2-х рабочих дней с даты заключения Контракта.
Приступить к выполнению работ в срок, указанный в п. 1.3. Контракта.
Качественно и в сроки, определенные Контрактом, выполнить порученную работу в соответствии с нормативными требованиями и другими условиями Технического задания.
В течение 1-го рабочего дня с даты заключения Контракта предоставить Заказчику список полномочных лиц Подрядчика, ответственных за исполнение Контракта, с указанием контактной информации (телефон, факс, E-mail).Устранить допущенные при выполнении работ недостатки за свой счет.Результат работ, которым является техническое заключение, выполненное в соответствии с требованиями Технического задания, Подрядчик передает Заказчику по акту приема-передачи в полном объеме в цифровом виде в формате PDF на электронном носителе в одном экземпляре и на бумажном носителе в сброшюрованном виде в 3-х экземплярах на каждый объект. Исправлять недостатки, указанные в актах, поступивших от Заказчика в указанный им срок. Передать Подрядчику документы, указанные в Техническом задании.
Заказчик имеет право запрашивать у Подрядчика информацию и документы относящиеся к Контракту, в том числе информацию и документы, вытекающие из взаимоотношений с субподрядчиками.
Отказаться от приемки результатов работ в случае их ненадлежащего исполнения и потребовать устранения выявленных недостатков.
Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступил своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- если во время выполнения работ станет очевидным что она не будет выполнена надлежащим образом и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок требования Заказчика об устранении недостатков;
- если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы Подрядчиком не были устранены в установленный Заказчиком срок либо являются существенными и неустранимыми;
- невыполнение работ в установленный Контрактом срок;
- выполнения работ ненадлежащего качества;
- необоснованного изменения способа исполнения обязательств по Контракту, повлекшего его удорожание;
- при ликвидации Подрядчика или принятия Арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства по делу о несостоятельности (банкротстве);
- если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) Подрядчик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из представленных документов и пояснений сторон, согласно техническому заданию, подрядчику необходимо было выполнить обследование технического состояния многоквартирных домов N 64 А, N 68 расположенных в городе Южно-Сахалинске п/р Луговое, ул. Дружбы; дома N 11 по ул. 2'я Хабаровская п/р Новоалександровск; дома N 6 пер. Свободный.
Виды и объемы работ, а именно выполнение инженерного обследования включает в себя: изучение эксплуатационной документации. Письменное информирование собственников жилых помещений о дате и времени проведения работ по обследованию, составление программы работ по определению действительного состояния строительных конструкций (согласование с Заказчиком). Детальный осмотр строительных конструкций с зарисовкой и замерами дефектов и повреждений и степени аварийности. Фотографирование дефектов и повреждений. Графическое оформление материалов обследования с указанием обнаруженных дефектов и повреждений. Выполнение поверочных расчетов несущей способности строительных конструкций с учетом дефектов и повреждений. Проведение испытаний материалов строительных конструкций неразрушающими методами контроля и лабораторные испытания, с выполнением фотофиксации данных измерений с указанием места отбора проб. Составление акта технического обследования с расчетом износа конструктивных элементов и общего износа здания. Составление заключения по результатам обследования строительных конструкций с учетом материалов, полученных в процессе обследования и проверочных расчетов, с выводами и рекомендациями по дальнейшей эксплуатации строительных конструкций с приложением результатов анализа соответствия жилых помещений требованиям "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Техническое заключение должно включать, в том числе результаты проведенного обследования (результаты визуального и детального (инструментального) обследование фундамента, стен, перегородок, крыши, перекрытий и полов, оконных и дверных блоков, инженерных сетей электроснабжения, определение физического износа, результаты теплотехнического расчета), фотографии и чертежи объекта обследования, ведомость дефектов и повреждений, результаты исследования свойств материалов конструкций.
Таким образом, состав и содержание технического заключения по оценке технического состояния каждого конструктивного элемента многоквартирного дома, а также многоквартирного дома в целом, должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". Выводы технических заключений должны содержать данные о категории технического состояния каждого типа несущих строительных конструкций многоквартирного дома и данные о категории технического состояния многоквартирного дома в целом, описание выявленных дефектов и нарушений, поясняющие фотоматериалы, ссылки на требования строительных норм, а также рекомендации по дальнейшей эксплуатации в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
02.08.2023 Подрядчиком сформирован документ о приемке, подтверждающий завершение работ с прикрепленной электронной версией исполнительной документацией (технические заключения).
В период с 03.08.2023 по 22.08.2023 Заказчиком велась приемка выполненных работ, а именно проверка качества предоставленных технических заключений в части их соответствия условиям муниципального контракта.
По результатам проведенной проверки, Заказчиком установлено следующее:
1. В описании объектов конструктивные элементы по типу и материалу не соответствуют техническим паспортам на дома, а также фактически. Так, например, кровельное покрытие дома N 64А по ул. Дружбы (п/р Луговое) указан как асбестоцементный волнистый лист (шифер). Однако, фактическое покрытие выполнено из профилированного железа.
2. В отчетах приведены таблицы из нормативных документов, при этом сами документы в списке научно-технической документации, применяемой при составлении отчета и обследовании дома, отсутствуют. Точки и места "проведенных измерений" не указаны.
3. При описании конструктивов в каждом (в соответствующем) разделе отчета имеется вывод о его техническом состоянии, при этом не приведен процент износа. Степень износа определена на основании дефектов, не влияющих на несущую способность того или иного конструктива или здания в целом.
4. Проведение тепловизионного обследования неуместно, поскольку данный вид обследования проводится для определения теплопотерь ограждающих конструкций преимущественно в холодное время года при наступлении отрицательных температур.
По заключению в отношении многоквартирного дома N 11 ул. 2-я Хабаровская (п/р Новоалександровск) тепловизионное обследование проведено 02.11.2022, что не соответствует срокам проведения обследования в рамках Муниципального контракта. Вместе с тем, в отношении указанного дома, система отопления указана как печное, на самом деле, квартира N 2 данного дома подключена к центральному газоснабжению. Стоит также заметить, что на фотографии титульного листа данного заключения отсутствует газовая труба, при этом на фотографиях, приложенных к отчету (страницы NN 11,17,18), газовая труба хорошо просматривается.
5. Общий износ домов на основании сводных данных, приведенный в отчетах в отношении всех многоквартирных домов, рассчитан не верно. Так, например, удельный вес отдельных конструктивных элементов дома N 68 по ул. Дружбы согласно Техническому паспорту соответствует таблице N 23А Сборника N 28 Укрупненных показателей восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и зданий и сооружений коммунально-бытового обслуживания для переоценки основных фондов, утвержденного Государственным комитетом совета министров СССР по делам строительства (ГОССТРОЙ СССР) от 1970 года. Что касается отчетов, удельный вес не соответствует ни одному из показателей данной документации. В связи с чем итоговый процент физического износа не соответствует действительному. Неверные данные ставят под сомнение окончательные выводы относительно технического состояния зданий в целом.
6. Кроме того, в отчетах отсутствуют копии сертификатов или свидетельств на приборы и инструменты для обследования.
7. Часть фотографий, приложенных в заключениях, не соответствуют текущему времени года.
Впоследствии технические отчеты посредством электронной почты направлены в адрес Исполнителя с замечаниями (15.08.2023, 17.08.2023, 18.08.2023).
Подрядчик 28.08.2023 повторно разместил в ЕИС результаты работ.
11.09.2023 после проверки документации Заказчиком, выявлен факт доработки заключений не в полном объеме. Рекомендации (замечания) направленные ранее не учтены в работе.
11.09.2023 Заказчиком направлена претензия с указанием на нарушения.
1. Согласно п. 5.7.2 Определение теплотехнических показателей наружных ограждающих конструкций ГОСТ 31937-2011, термическое сопротивление (сопротивление теплопередаче) на "глади" стен с дефектами определяется при низких температурах (-10С и ниже) наружного воздуха. В заключениях домов, расположенных по адресам: ул. Дружбы, д. 68, 2-я Хабаровская, д. 11, пер. Свободный, д. 6 данные расчеты не приведены, при этом износ определен только по визуальным признакам с фиксацией наличия промерзания стен в июле 2023 года. Кроме того, в заключение по результатам обследования технического состояния дома N 64А по ул. Дружба, п/р Луговое, приведен теплотехнический расчет, на схемах которого конструкции не соответствуют фактическому состоянию наружных стен.
2. Также, в отчетах нет схем мест (точек) проведенных измерений прочности бетона. Нет измерений микроклимата помещений, влажности конструкций, хотя в предыдущих версиях заключений приводилась оценка влажности строительных материалов и конструкции наружных стен и приводилась оценка состояния внутренних помещений в рамках СанПин 2.1.3684-2 "Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
3. В отдельных заключениях приведены схемы конструктивных элементов, которые фактически отсутствуют. Так в заключении по результатам обследования технического состояния дома N 64А ул. Дружбы приведена схема фундамента, в описании которого идет речь о замачивании (увлажнения) стен подвала. Однако, в конструкции данного жома подвал отсутствует, имеется техническое подполье.
4. В нарушение Сборника N 28 укрупненных показателей восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и зданий и сооружений коммунально-бытового назначения для переоценки основных фондов "УПВС" общий износ домов на основании сводных данных, приведенный в отчетах в отношении всех многоквартирных домов, рассчитан неверно.
5. Часть фотографий, приложенных в заключениях, не соответствуют фактическому состоянию домов.
6. Во всех заключениях указана величина крена объекта (вдоль продольной и поперечной осей) как "перекос более 2 см", что приводит к выводу об отсутствии инструментального измерения данного параметра обследованных домов разной конструкции и этажности.
7. При визуальном осмотре конструктивных элементов домов установлено, что их фактическое состояние не соответствует описанию в технических отчетах. Так, например, в отношении дома N 64 А по ул. Дружбы (п/р Луговое) ширина кладки наружных стен по заключению 380 мм, а по факту - 600 мм с учетом оштукатуривания, что влияет на теплотехнический расчет несущих конструкций. В отношении дома N 68 по ул. Дружбы (п/р Луговое) физический износ стен указан 65%, в соответствии с Ведомственными строительными нормами 53-86 (р). Правила физического износа жилых зданий (далее - ВСН 53-86(р)) данный процент включает в себя массовые разрушения кладки, наличие временных креплений. По факту данные дефекты отсутствуют. Физический износ фундамента этого же дома указан 65%, по ВСН 53-86(р) данный процент включает в себя массовые повреждения, разрушение блоков, прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания. Однако, по факту данные дефекты также отсутствуют. По техническим заключениям имеются многочисленные факты, которые противоречат действительному состоянию домов.
О составленном техническом заключении результатов работ от 21.09.2023 сделан вывод о некачественной работе.
Вместе с тем, Обществом, доказательства принятия мер для надлежащего исполнения настоящего контракта в адрес Комиссии Сахалинского УФАС не представлено. Также, отсутствие доказательств о присутствии квалифицированных компетентных специалистов в местах выполнения работ и проводимых работах на объектах, приводит к выводу о недобросовестности Подрядчика.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а так же в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со ст. 717 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Между тем, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что действия общества в данном случае являются недобросовестными и свидетельствуют об отсутствии намерения исполнить обязательства по заключенному с Заказчиком контракту в соответствии с условиями данного контракта и потребностью заказчика, четко в нем установленной, то есть об отсутствии намерения исполнить обязательства по контракту надлежащим образом.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Вместе с тем, общество не лишено возможности осуществлять иные виды деятельности, предусмотренные учредительными документами.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, поэтому все неблагоприятные последствия такой деятельности несет лицо, ее осуществляющее.
Таким образом, принимая участие по государственным и муниципальным закупкам общество знало о неблагоприятных последствиях, которые могут быть применены к нему, в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (ИНН 3460011110), в том числе генерального директора Машура Дмитрия Викторовича (ИНН 344405048160) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по обследованию технического состояния многоквартирных домов в городском округе "Город Южно-Сахалинск" " (извещение N 0161300000123000590) - включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Н.Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 октября 2023 г. N 065/10/104-692/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023