Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- начальника Управления по строительству Администрации местного самоуправления г. Владикавказа В.Ю. представителя Управления по строительству Администрации местного самоуправления г. Владикавказа - представителя ООО "Фурия" рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение - Управления по строительству Администрации местного самоуправления г. Владикавказа о включении сведений об ООО "Фурия" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведении запроса котировок в электронной форме N0310300026223000161 на выполнение работ по ремонту здания АМС по ул. Ватутина в г. Владикавказ (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
22 июня 2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310300026223000161 на выполнение работ по ремонту здания АМС по ул. Ватутина в г. Владикавказ, с приложенным к нему проектом контракта (далее - Извещение, Проект контракта).
По итогам проведения Запроса котировок 04.07.2023 между УПС АМС г. Владикавказа и ООО "Фурия" был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту здания АМС по ул. Ватутина в г. Владикавказ по цене 680 999 рублей (далее - Контракт).
Пунктами 3.1 и 3.3 Контракта установлено, что работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны быть выполнены до 31 августа 2023 года. Работы должны быть выполнены в строгом соответствии со сметной документацией, СНиПами и ТУ, с соблюдением мер техники безопасности и охраны труда. Материалы и оборудование, при выполнении указанных работ, должны быть новыми и соответствовать ГОСТам и экологической безопасности.
Пунктами 5.1.1 - 5.1.3 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить весь объем работ в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сдать работу Заказчику в установленный срок. Подрядчик обязан обеспечить производство и качество всех работ в соответствии с технической документацией, действующими нормами и техническими условиями. Обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей территории с соблюдением норм технической безопасности, пожарной и производственной санитарии, а также чистоту выезжающего строительного транспорта. Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ согласно п.1.1. Обеспечить выполнение работ и размещение строительных материалов, оборудования и механизмов в пределах отведенного участка, нести административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение границ земельного участка, установленных в соответствии с согласованным строительным планом.
Так, 11.08.2023 года Заказчиком направлено Подрядчику письмо (исх.N15/111 от 11.08.23), с указанием, что по состоянию на 09.08.2023 года работы по объекту не ведутся, что подтверждается актами комиссионного обследования (от 07.07.2023 N1, от 14.07.2023 N2, от 21.07.2023 N3, от 04.08.2023 N4), в связи с этим в кратчайшие сроки принять исчерпывающие меры для выполнения взятых на себя обязательств по Контракту.
Вместе с тем, 24.08.2023 и 30.08.2023 года Подрядчик направил письма Заказчику (исх.N112 от 24.08.2023, N115 от 30.08.202) согласно котором, уведомляет о необходимости освидетельствования скрытых работ в соответствии с пунктом 6.5 Контракта.
В ответ на вышеуказанные письма УПС АМС г. Владикавказа в письме указало, что в ходе комиссионного обследования предъявляемых к освидетельствованию скрытых работ по "разработке покрытий полов: цементных" выявлены недостатки при их производстве. Также в письме оговорено устранить нарушения и повторно уведомить Заказчика о необходимости освидетельствования.
Однако Подрядчик повторно уведомление не направил Заказчику.
При этом, 04.09.2023 года Заказчик направил письмо Обществу (исхN15/120 от 04.09.2023), где указано, что в ходе выполнения работ по разработке покрытий полов цементных на объекте был поврежден питающий кабель на двух участках, выявленные нарушения устранить кратчайшие сроки.
В ответ на вышеуказанное письмо ООО "Фурия" уведомляет (исх. от 08.09.202023 N125) об устранении поврежденного кабеля, а также Общество просит согласовать начало производства работ по устройству стяжки цементной.
11.09.2023 года Заказчик проинформировал Подрядчика о подписании актов на скрытые работы, и о возможности начала выполнения работ по устройству стяжек цементных.
13.09.2023 года Заказчик направил письмо (исх. N15/124 от 13.09.2023) Обществу, с указание на то, что по состоянию на 13.09.2023 года работы, предусмотренные Контрактом Подрядчиком в срок не выполнены, что привело к срыву рабочего процесса учреждения, а также с неоднократным нарушением свои обязательств, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, 25.09.2023 года Общество направило письмо Заказчику, которое свидетельствует о гарантии завершении всех строительных работ в срок до 13.10.2023 года.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 5.4.3 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 8.20 Контракта, окончание срока действия настоящего Контракта или его досрочное расторжение не освобождает стороны от ответственности за нарушение условий настоящего Контракта, допущенных в период срока его действия, и не снимает со сторон обязательств по окончательным расчетам. В случае расторжения или истечения срока действия настоящего Контракта его положения будут применяться до тех пор, пока не будут окончательно урегулированы все обязательства по платежам и штрафным санкциям, возникшим в период действия Контракта.
В силу части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 13.09.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с указанием на то, что Подрядчиком были нарушены сроки выполнения работ, предусмотренные Контрактом.
Согласно пункту 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе:
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.09.2023 года УПС АМС г. Владикавказа разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в десятидневный срок Подрядчик не устранил нарушения условий Контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 25.09.2023 года.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На рассмотрении дела представителем ООО "Фурия" были представлены объяснения, из которых следует, что в связи с долгим согласованием с Заказчиком, Подрядчик смог приступить к началу работ лишь 04.08.2023. Заказчиком направлялись письма в адрес Общества об устранении выявленных повреждений, Подрядчик их устранил, уведомив Заказчика.
Так, согласно пункту 6.5 Контракта, порядок приемки скрытых работ: Подрядчик уведомляет Заказчика не менее чем за 2 дня о времени освидетельствования скрытых работ. Приемка скрытых работ проводится заказчиком в течении одного дня. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и подписания Актов освидетельствования скрытых работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, по требованию Заказчика Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет. Так 08.09.2023 года Заказчику было направлено письмо о возможности продолжения работ с приложением копии технического отчета по испытаниям электрооборудования, однако акты выполненных работ по демонтажу цементной стяжки не были подписаны со стороны Заказчика.
Далее 13.09.2023 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
25.09.2023 года Обществом в адрес Заказчика было направлено гарантийное письмо о намерении завершить все строительные работы по Контракту, однако Заказчиком данное письмо не было рассмотрено.
Также представитель Общества отметил, что ООО "Фурия" работает в сфере государственных и муниципальных закупок около 3-х лет, за это время были заключены и исполнены более 500 государственных и муниципальных контрактов с заказчиками по всему Северо-Кавказскому Федеральному округу, и Подрядчиком были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение контракта и подтверждение своей добросовестности. Просил не включать Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Кроме того, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое нарушение условий контракта, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение Поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Оценка всех фактических обстоятельств дела в совокупности свидетельствует о том, что Подрядчик не имел умысла намерено нарушать условия Контракта.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, в том числе:
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "Фурия" представленные заказчиком - УПС АМС г. Владикавказа, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 октября 2023 г. N РНП 15-34/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023