Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Елецгеоизыскания", Усольцева Виталия Юрьевича;
от заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства", Арсеньева Алексея Владимировича, Баталовой Елены Васильевны, Мельник Юлии Юрьевны:
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "Елецгеоизыскания" на действия (бездействие) заказчика в части установленных положений извещения об осуществлении закупки N 0317100000523000052 "Оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт моста через реку Уба на км 57-477 автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому, Республика Алтай", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Елецгеоизыскания" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия (бездействие) заказчика в части установленных положений извещения об осуществлении закупки N 0317100000523000052 "Оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт моста через реку Уба на км 57-477 автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому, Республика Алтай".
В обоснование жалобы представитель заявителя указывает, что заказчик нарушил требования частей 8,9 статьи 32 Закона о контрактной системе, установив в закупке критерий оценки "характеристики объекта закупки" (п.п. "в" п.3, п.16 Постановления N 2604).
Представитель заявителя также указывает, что в силу пункта 32 Перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Так же, представитель заявителя ссылается на п.п. "д" п.п. 5 п. 3 раздела II "Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" приказа Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 где указано, что к прочим работам по капитальному ремонту относится и строительный контроль. Тем самым заказчик установил ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует положениям пп. "а" п. 31 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604: при осуществлении закупки, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), критерий оценки, предусмотренный пп. "в" п. 3 Постановления - характеристики объекта закупки, не применяется, так же как и п.16 указанного Постановления.
На основании изложенного, просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы, принять решение о признании жалобы обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, провести внеплановую проверку.
Представители заказчика представили письменные пояснения, указали, что договор об осуществлении строительного контроля является самостоятельным договором, заключаемым между заказчиком и исполнителем, согласно п. 6 Положения утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N468, и не является частью работы по капитальному ремонту.
Представители заказчика также указывают, что в условиях проекта государственного контракта и технического задания устанавливаются требования осуществления строительного контроля заказчиком, согласно п.6 Положения, переданные на исполнение исполнителю.
Таким образом, критерии оценки по п. 31 Постановления N2604 не применяются при оказании услуг по строительному контролю, осуществляемых заказчиком, однако основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить Заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям в качественном и своевременном оказании услуг, учитывая специфику объекта закупки.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
22.09.2023 г. ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0317100000523000052 "Оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт моста через реку Уба на км 57-477 автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому, Республика Алтай".
Согласно извещению о закупке N 0317100000523000052 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены требования о наличии членства в СРО, подразумевающее заключение договора подряда, что в свою очередь, относит предмет закупки "Оказание услуг по проведению строительного контроля" к работам по выполнению капитального ремонта.
На основании письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 сентября 2018 г. N 37059-ТБ/02 в п. 22 ст. 1 и ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Кодекса.
Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 вышеназванной статьи порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством РФ от 31.12.2021 г. N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В пункте 3 Положения указано, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пп. "а" п. 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются.
В соответствии с разделом 2 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог, строительный контроль относится как вид прочих работ по капитальному ремонту.
Кроме того, учитывая п. 32 Перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 г. N624, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемые застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт моста через реку Уба на км 57-477 автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией, подъезд к оз. Телецкому, Республика Алтай".
Согласно Приложению N 4 к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок, в том числе:
-критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";
Показатели оценки:
- Качественные характеристики объекта закупки;
- Экологические характеристики объекта закупки
Детализирующие показатели оценки:
Характеристика N 1.
1. Предложение о качестве работ, содержащее подробную информацию об осуществлении строительного контроля с привязкой к Объекту.
2. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и реконструкции, капитальном ремонте объектов и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
3. Контроль мероприятий по выполнению геодезических работ и своевременному оформлению результатов геодезического контроля. Проведение контрольных геодезических съемок.
4. Контроль за соблюдением Подрядной организацией мероприятий по безопасности производства работ, обеспечению безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, технологии производства строительства и реконструкции, качества применяемых материалов, изделий и конструкций;
Характеристика N 2.
1. Контроль за соблюдением Подрядной организацией мероприятий по экологической безопасности, охране окружающей среды.
Поскольку предметом контракта являются работы по оказанию услуг по проведению строительного контроля, то положения извещения, устанавливающие критерий оценки заявок участников: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", нарушает положения ч. 8,9 ст. 32 закон о контрактной системе и пп "а", п. 31 Положения.
Поскольку заказчиком в извещении был установлен критерий оценки заявки - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, заказчиком были нарушены требования ч. 8,9 ст. 32 Закона о контрактной системе, пп. "а" 31 Положения. В действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Елецгеоизыскания" обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме, выразившиеся в нарушении, ч. 8,9 ст. 32 Закона о контрактной системе и пп. "а" п 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 31.12.2021 г. N 2604, неправомерными;
3. выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию;
4. передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 октября 2023 г. N 022/06/32-1204/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023