Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии:
- представителя от заказчика - краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" по доверенности от 13.09.2023;
- индивидуального предпринимателя Геворгян Овсанны Саркисовны;
- представителя от индивидуального предпринимателя Геворгян Овсанны Саркисовны по доверенности от 14.09.2023;
рассмотрев материалы дела N 7-3/555 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" (далее также - КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Геворгян Овсанне Саркисовне (ИНН 272385018802) (далее также - ИП Геворгян О.С.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.05.2023 N 042023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса (реестровый номер 2272420301623000020), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме (Извещение от 19.04.2023 N 0122200002523001744), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ИП Геворгян О.С.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Геворгян О.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.05.2023 N 042023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса (реестровый номер 2272420301623000020), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме (Извещение от 19.04.2023 N 0122200002523001744), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ИП Геворгян О.С.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" проведен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса.
Извещение N 0122200002523001744 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 19.04.2023 .
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 398 656,24 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002523001744 от 02.05.2023 победителем торгов признан участник с идентификационным номером 114095584, с ценовым предложением 7435038,71 рублей (заявка ИП Геворгян О.С.).
15.05.2023 между заказчиком - КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" и ИП Геворгян О.С. (далее также - Подрядчик) заключен контракт N 032023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса (реестровый номер 2272420301623000020) (далее также - контракт), с ценой контракта 7 435 038,71 рублей, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью.
Из п. 1.3 контракта следует, что при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение Работ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Права и обязанности сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п. 4.1 контракта заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.1.1); требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом (п. 4.1.2); запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 4.1.3).
Пунктом 4.3 контракта установлено, что Подрядчик вправе завершить Работы в более короткий срок, чем предусмотрено настоящим контрактом по согласованию с Заказчиком (п. 4.3.3); привлекать к выполнению Работ, указанных в контракте, субподрядчиков. Субподрядчик должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие Работы (п. 4.3.5).
Согласно п. 4.4 контракта Подрядчик обязан до начала выполнения Работ предоставить Заказчику информацию о представителе Подрядчика, ответственного за проведение Работ, совместно с подтверждающими его права документами (Приказ, доверенность). Указанное должностное лицо должно иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства (п. 4.4.1); выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте (п. 4.4.2); своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (п. 4.4.3); производить Работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил (п. 4.4.4); письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы (п. 4.4.11); приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ (п. 4.4.12); обеспечивать устранение выявленных недостатков за свой счёт и не приступать к продолжению Работ до составления актов об устранении выявленных недостатков (п. 4.4.13); предоставлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 4.4.16).
В силу п.п. 5.1, 5.2 контракта срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: с даты заключения контракта. Окончание Работ: не позднее 15.08.2023. Место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Гагарина, д .2-Г (общественно-бытовой корпус).
Согласно п. 5.1.1 контракта дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 31.12.2023.
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Согласно п. 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9.3 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, если таковое установлено), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени).
В соответствии с п 11.1 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 13.1 контракта).
Из пункта 13.2 контракта следует, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ по контракту, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 10 дней(п. 13.2.1).
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п.13.2.2).
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 13.4 контракта).
Стороны согласовали перечень приложений, являющихся, неотъемлемой частью настоящего контракта, а именно: Техническую часть - Описание объекта закупки с его приложениями (Локально-сметные расчеты, Ведомости объемов работ).
Как следует из обращения заказчика, в соответствии с условиями контракта Подрядчик принял на себя обязательства по своевременному выполнению работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса. Подрядчик к выполнению работ не приступил. Подрядчиком не представлены доказательства того, что надлежащее исполнение контракта по ремонту крыши здания оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В результате изучения материалов дела N7-3/555, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона NN 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что 15.05.2023 между заказчиком - КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" и ИП Геворгян О.С. заключен государственный контракт N 042023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса (реестровый номер 2272420301623000020) со сроком исполнения до 15.08.2023.
Проектным решением "Капитальный ремонт кровли здания общественно-бытового корпуса КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Гагарина, 2г" предусмотрено применение утеплителя марки "Техноруф".
05.06.2023 Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо исх. N 12 о произошедшем росте цен на строительные материалы, в связи с чем просит заключить дополнительное соглашение на увеличение цены контракта на 10%.
05.06.2023 Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо исх. N 14 с просьбой согласовать совмещение теплоизоляционных плит для нижнего слоя марки "Базилит ПТ 150" в два слоя 50 мм+50 мм; и "Мастер Плит Hаrd" 80 мм для верхнего слоя в связи с тем, что плиты толщиной 100 мм и 80 мм производятся под заказ и поэтому доставка гарантируется только до 10-го июля 2023 года, а в отношении плит "Мастер Плит Hаrd" 100 мм (нижний слой) - производство запускается только в конце июня. Вместе с тем, на заводе-производителе в наличии имеются теплоизоляционные плиты для нижнего слоя марки "БАЗАЛИТ ПТ 150" в два слоя 50 мм+50 мм и "Мастер Плит Hаrd" 80 мм для верхнего слоя.
Заказчиком письмом от 06.06.2023 исх. N П 141-3 согласована замена утеплителя марки "Техноруф" на утеплитель марки "Базалит ПТ 150", а также замену утеплителя марки "Техноруф" на утеплитель марки "МастерПлит Мк-н". При этом физико-механические характеристики применяемых типов (марок) утеплителей должны соответствовать следующим требованиям: X -коэффициент теплопроводности материала в условиях эксплуатации А - не более 0,042 м2 х ОС / Вт.; Степень горючести - НГ; Прочность на сжатие при 10% деформации - не менее 40 кПа; Плотность не менее 120 кг/м3.Возможно комбинировать два типа согласованных утеплителя, при этом общая толщина слоя утеплителя должна быть не менее 180 мм. Применение утеплителя марки "Мастер Плит Hаrd" не согласовано, так как коэффициент теплопроводности материала в условиях эксплуатации А не соответствует требуемым теплотехническим характеристикам при толщине слоя в 180 мм.
13.06.2023 заказчиком направлено Подрядчику письмо исх. N 380, согласно которому ИП Геворгян О.С. к выполнению работ не приступал, проект производства работ не предоставлен.
Письмом от 13.06.2023 исх. N15 Подрядчик уведомил заказчика об отсутствии в продаже необходимых строительных материалов для выполнения работ, а также о том, что после того как будет решен вопрос с производителем строительных материалов о поставке товара, заказчику будет предоставлен проект производства работ и Подрядчик сразу приступит к выполнению работ по контракту.
22.06.2023 Подрядчиком направлено письмо N16, согласно которому просит согласовать замену рубероида РПП 300 на стеклоизол на ткани ТПП для устройства 1-го слоя пароизоляции без удорожания сметы.
Заказчиком письмом от 22.06.2023 исх. N П 141-5 согласована замена Рубероида РПП 300 на материал кровельный ТехноНИКОЛЬ стеклоизол ТПП для устройства пароизоляционного слоя.
26.06.2023 Подрядчиком по адресу электронной почты заказчика направлен проект производства работ.
Проект производства работ по капитальному ремонту кровли здания учебно-производственных мастерских заказчиком не утвержден.
18.07.2023 заказчиком Подрядчику направлена претензия исх. N 455, согласно которой Подрядчик начал работы в мае 2023 года, при этом крыша здания общественно-бытового корпуса раскрыта, в помещения корпуса в связи с дождями попадает вода, меры должным образом Подрядчиком не приняты.
Таким образом, заказчик требует оплаты неустойки в связи с нарушением сроков выполнения подрядных работ.
22.08.2023 состоялось совещание у генерального директора КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" с участием ИП Геворгян О.С., на котором принято совместное решение о том, что Подрядчик приступит к выполнению работ с 04.09.2023 после поставки нового утеплителя с нормативными характеристиками, т.к. по результатам испытаний образцов утеплителя марки "Базалит ПТ 150" (протоколы заборов образцов от 16.08.2023 NN 1,2,2, журнал авторского надзора за строительством (СП 11-110-99, приложение А) установлено, что данные образцы не соответствуют нормативно-технической документации СТО 72746455-3.2.5-2018 с изм. N 4 по следующим показателям: влажность (1 образец) и прочность на сжатие при 10% деформации .
В связи с тем, что работы по контракту по состоянию на 05.09.2023 не начались, в адрес Поставщика направлено письмо от 05.09.2023 исх. N 525 с просьбой уведомить о дате начала работ по контракту.
В ответ на указанное письмо Подрядчик сообщил заказчику письмом от 07.09.2023 исх. N 29, что поставка утеплителя возможна не ранее 26.09.2023, при этом Подрядчик обращает внимание на то, что в результате подорожания материалов на 20% и колоссальных непредвиденных трат, сумма денежных средств, заложенных Подрядчиком для исполнения контракта, недостаточна для осуществления предоплаты за материал, в связи с чем, просит согласовать выплату аванса в размере 1 500 000,00 рублей, т.к. при оплате аванса возможна поставка утеплителя до 12.09.2023.
В ответ на указанное письмо заказчик уведомил Подрядчика о невозможности авансирования в силу п. 2.5.3 контракта, согласно которому цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случая, когда цена контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных контрактом объема Работ, качества Работ и иных условий контракта.
Также, письмом от 08.09.2023 исх. N 535 заказчик запросил у Подрядчика предоставить график производства работ с учетом изменений срока поставки утеплителя и сообщить дату начала работ по демонтажу уложенного утеплителя.
11.09.2023 исх. N 536 заказчик повторно запросил у Подрядчика предоставить график производства работ с учетом изменений срока поставки утеплителя и сообщить дату начала работ по демонтажу уложенного утеплителя.
В ответном письме от 12.09.2023 исх. N 30 Подрядчик уведомил заказчика о том, что в связи с тем, что Подрядчику отказано в выплате аванса в размере 1 500 000,00 рублей, а денежных средств не хватает для предоплаты за материал, предоставить скорректированный график производства работ не представляется возможным.
14.09.2023 исх. N 546 заказчик потребовал предоставить информацию о ходе исполнения обязательств по контракту в срок до 15.09.2023.
Подрядчик письмом от 14.09.2023 исх. N 32 повторно попросил заказчика о выплате аванса в размере 1 500 000,00 рублей либо о расторжении контракта по соглашению сторон.
Письмом от 18.09.2023 заказчик сообщил Подрядчику, что основания для расторжения контракта по соглашению сторон отсутствуют.
Подрядчик письмом от 18.09.2023 исх. N 33 сообщил о приостановке работ по контракту по независящим от Подрядчика обстоятельствам.
В связи с тем, что работы по контракту на дату 19.09.2023 не выполнены в полном объеме, Подрядчиком нарушены существенные условия контракта, данное обстоятельство явилось основанием для принятии заказчиком 19.09.2023
решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 02.10.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
02.10.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут 02.10.2023.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не установлено.
Таким образом, основания для принятия решения об отказе во включении ИП Геворгян О.С. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В ходе проведения проверки от ИП Геворгян О.С. в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о нарушении условий контракта от 15.05.2023 N 042023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, согласно которым, выполнить свои обязательства не представлялось возможным в связи с поставкой Подрядчику товара ненадлежащего качества, следовательно, действия Подрядчика по приостановлению работ по контракту направлены на недопущение нарушения прав заказчика, в связи с чем, не могут расцениваться как недобросовестные.
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы Подрядчика в силу следующего.
Относительно поставки некачественного товара, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Таким образом, действия поставщиков, в том числе по поставке товаров ненадлежащего качества, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, не освобождают Подрядчика от ответственности за неисполнение обязательств по контракту.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России учла, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления подрядчика (поставщика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Геворгян О.С. не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Принимая участие в закупке, ИП Геворгян О.С. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Геворгян О.С., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные - заказчиком - КГБПОУ "Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий" в отношении ИП Геворгян Овсанне Саркисовне (ИНН 272385018802), в реестр недобросовестных в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.05.2023 N 042023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общественно-бытового корпуса (реестровый номер 2272420301623000020), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме (Извещение от 19.04.2023 N 0122200002523001744), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 октября 2023 г. N РНП-386 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - реестр недобросовестных поставщиков - средние специальные учебные заведения - капитальный ремонт кровли)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023