Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А.,
в отсутствие:
- заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Начикинская средняя школа" (далее - Заказчик),
- подрядчика - индивидуального предпринимателя Ахророва Жамола Рахмоновича (далее - Подрядчик; ИП Ахроров Ж.Р.), уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) через единую информационную систему (далее - ЕИС), посредством электронной почты по адресам указанным в контракте,
осуществив рассмотрение документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N ЭА 10-23 на выполнение работ по устройству ограждения школьной территории МБОУ "Начикинская СШ" (далее - Контракт), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
08.06.2023 Заказчик на официальном сайте ЕИС разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по устройству ограждения школьной территории МБОУ "Начикинская СШ" (далее - Работы) (закупка N 0138300000123000123) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 924 502,81 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0138300000123000123 от 20.06.2023 ИП Ахроров Ж.Р., предложивший наименьшую цену контракта в размере 3 890 356,97 рублей, признан победителем ЭА.
По результатам определения подрядчика Заказчик заключил Контракт с ИП Ахроров Ж.Р. по цене 3 890 356,97 рублей.
02.10.2023 в Камчатское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением Контракта в одностороннем порядке по причине существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта (далее - Обращение).
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно пункту 1.1 Контракта "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в соответствии с требованиями и условиями Контракта выполнить и своевременно сдать работы по Устройству ограждения школьной территории МБОУ "Начикинская СШ" (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), локальным сметным расчетом и ведомостью объема работ (Приложение 3 к Контракту), являющимися его неотъемлемой частью, а Заказчик обязуется принять результат выполненных Работ, оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта "Срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 25.08.2023 г.".
Согласно пункту 2.6 Контракта "Контрактом предусмотрен один этап его исполнения, который заканчивается оплатой Заказчиком своих обязательств по Контракту на основании предоставленных Подрядчиком и надлежаще оформленных документов, подписанных Заказчиком".
Подрядчик просрочил исполнение обязательств по Контракту.
В силу пункта 13.2 Контракта "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 13.09.2023 N 164 (далее - Решение).
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчик с использованием ЕИС сформировал Решение и разместил его в ЕИС только 18.09.2023, в связи с техническими проблемами, возникшими при формировании и размещении Решения в ЕИС.
Обращение не содержит документов и информации об устранении Подрядчиком вышеуказанных нарушений Контракта в течении десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика (18.09.2023) о принятом Решении.
Решение вступило в законную силу 29.09.2023.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок принятия Решения, направления его Подрядчику и размещения в ЕИС.
Уведомлением от 02.10.2023 N СП/2420/23 о рассмотрении Обращения, размещенном в ЕИС (02.10.2023 (05.10.2023 повторно направлено) направлено на адрес электронной почты Подрядчика, указанный в Контракте), Подрядчику было предложено в срок до 05.10.2023 предоставить копии документов, подтверждающих действия, направленные на исполнение Контракта. Подрядчик данным правом не воспользовался, каких-либо документов или пояснений не представил.
Согласно письму Заказчика от 28.09.2023 N 186 "требование об уплате штрафа и пени за невыполнение обязательств по контракту" "Подрядчиком частично выполнена работа, а именно - демонтаж старого ограждения. 14 августа 2023 года Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности продолжения работ и отказе от исполнения Контракта".
Вместе с тем, в соответствии со статьей части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик свое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с использованием ЕИС не сформировал и в ЕИС не разместил.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из пункта 13 Правил, следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
Согласно гражданскому законодательству предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу пункта 2 статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта, что подтверждает факт существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта о порядке и сроке выполнения Работ.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Комиссия, проверив содержащиеся в Обращении факты, пришла к выводу, что Подрядчик существенно нарушил условия Контракта о порядке и сроке выполнения Работ, при этом Подрядчик информацию и документы, подтверждающие основания для принятия Комиссией решения об отказе во включении информации о Подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные частью 15 Правил, не представил.
Комиссия, проверив действия Заказчика на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, с учетом предоставленных Заказчиком документов и информации об одностороннем отказе от исполнения Контракта с Подрядчиком приходит к выводу, что сведения в отношении ИП Ахророва Ж.Р. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Начикинская средняя школа" от исполнения Контракта, информацию в отношении индивидуального предпринимателя Ахророва Ж.Р. (ИНН 410124185697).
2. Датой включения в Реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении лица, указанного в пункте 1, считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ________________ Л.Б. Шиханова
________________ С.А. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 6 октября 2023 г. N 041/10/104-414/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023