Резолютивная часть решения оглашена "6" октября 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "10" октября 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии: руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ", Заказчик) <_.>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
в отсутствие на рассмотрении дела 06.10.2023 представителя ИП <_> (далее - Предприниматель), в присутствии представителя Предпринимателя 05.10.2023 <_>,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП (далее - Заявитель) на действия ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница" при проведении аукциона в электронной форме N0164200001923002937 на поставку расходного материала для гемодиализа, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 04.09.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N 0164200001923002937 о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для гемодиализа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 892 336,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 02.10.2023 в 07:00 часов.
Заказчик - ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2023 подана единственная заявка с номером 4, которая признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся на основании п.1 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе, принято решение заключить контракт с единственным участником по начальной (максимальной) цене контракта 2 892 336 рублей.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что при описании объекта Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик для позиции 1 "Требования к товару (описание объекта закупки)" подходят диализаторы одной модели Xevonta HI23 немецкого производителя B.Braun Avitum AG. Позиции 2 и 3 описания объекта закупки тоже составлены Заказчиком таким образом, чтобы никакие другие производители, кроме B.Braun Avitum AG, не могли подойти под совокупность всех характеристик.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проводилось 05.10.2023, продолжилось 06.10.2023.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Законом о контрактной системе регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Требования к товару (описание объекта закупки) на поставку расходного материала для гемодиализа (далее - Техническое задание) размещены Заказчиком в составе извещения отдельным файлом, в которых установлены следующие характеристики товара:
N п/п |
Код по ОКПД 2 |
Наименование Товара |
Описание объекта закупки (характеристики Товара) |
1 |
32.50.13.190 |
Диализатор высокопоточный
|
Высокопоточный диализатор Площадь поверхности мембраны - не менее 2,2 м2* но не более 2,3 м2*. Материал мембраны - амембрис По показаниям для критических пациентов |
2 |
32.50.13.190 |
Диализатор капиллярный высокопоточный высокоэффективный 16Н
|
Диализатор капиллярный, высокопоточный для проведения процедуры гемодиализа. Площадь поверхности мембраны - не менее 1,4 м2*но не более 1,6 м2*. Материал мембраны - синтетика Коэффициент ультрафильтрации - не менее 52 мл/час мм. рт. ст*. Объем заполнения крови не более 100 мл*. Клиренс, в мл/мин (при потоке диализирующего раствора 500 мл/мин., потоке крови 300 мл/мин, УФ = 0): - по Инулину - не менее 10* - Цитрохому С - не менее 81* Стерилизация - радиационная или паровая
|
3 |
32.50.13.190 |
Диализатор капиллярный высокопоточный высокоэффективный 19Н
|
Диализатор капиллярный, высокопоточный для проведения процедуры гемодиализа. Площадь поверхности мембраны - не менее 1,7 м2* но не более 1,9 м2*. Материал мембраны - синтетика Коэффициент ультрафильтрации - не менее 63 мл/час мм. рт. ст*. Объем заполнения крови не более 120 мл*. Клиренс, в мл/мин (при потоке диализирующего раствора 500 мл/мин., потоке крови 300 мл/мин, УФ = 0): - по Инулину - не менее 117* - Цитрохому С - не менее 90* Стерилизация - радиационная или паровая |
Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика под совокупность требований, установленных по позициям 1, 2 и 3 Технического задания, подпадает продукция двух производителей: Fresenius Medical Care, B.Braun Avitum AG (Германия). Заказчиком представлена сравнительная таблица характеристик изделий данных производителей, а также инструкция по применению товаров указанных производителей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав представленные Заказчиком документы (сравнительную таблицу и инструкции по применению), установила, что характеристики товара Fresenius Medical Care не соответствуют характеристикам, указанным Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе. Так, по позиции 1 Технического задания товар Fresenius Medical Care не соответствует по показателю "объем заполнения не менее 119 мл", по позиции 2 Технического задания по показателю "коэффициент ультрафильтрации не менее 52 мл/час. мм. рт. ст", по позиции 3 товар Fresenius Medical Care также не соответствует характеристикам Технического задания, например по показателю "коэффициент ультрафильтрации - не менее 63 мл/час мм. рт. ст.".
Представленные Заказчиком в материалы дела документы и сравнительная таблица характеристик товара двух производителей не свидетельствуют, что под установленные в Техническом задании по позициям 1, 2, 3 требования подходит какое-либо другое медицинское изделие, кроме товара производства B.Braun Avitum AG (Германия).
Заказчиком не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии Тамбовского УФАС России прийти к выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар двух и более производителей.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при подготовке к осуществлению закупки Заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок зарегистрированных медицинских изделий, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие особой специфики использования закупаемого товара, что является нарушением требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное привело к ограничению конкуренции при проведении данной закупки.
На участие в рассматриваемой закупке подана единственная заявка. Данным участником закупки по всем трем позициям Технического задания предложены к поставке медицинские изделия производства B.Braun Avitum AG (Германия).
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба ИП признается обоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что при выявленном нарушении Закона о контрактной системе необходима выдача предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь чч. 6, 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП обоснованной.
2. Признать в действиях ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница" нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0164200001923001276.
3. Выдать ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница", комиссии по осуществлению закупок ТОГБУЗ "Уваровская центральная районная больница", уполномоченному органу (министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области), оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка) обязательное предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10 октября 2023 г. N 068/06/33-722/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023