Резолютивная часть решения оглашена 6 октября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
заместитель руководителя - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
администрации Мичуринского района Тамбовской области (далее - Заказчик) - _.,
ООО "СУ 1" (далее - Общество, Подрядчик) - _..,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 18.09.2023 от исполнения контракта N 1633/23-ЭА от 05.06.2023 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Мичуринского района Тамбовской области "Зеленый Гай - Лесозавод" ПК 133+00 - ПК 149+00, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации Мичуринского района Тамбовской области (вх. от 02.10.2023 N6233-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "СУ 1"(398050, г. Липецк, пер. Кузнечный, д. 20, офис 6, ИНН 4826135376, КПП 482601001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 18.09.2023 от исполнения контракта N 1633/23-ЭА от 05.06.2023 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Мичуринского района Тамбовской области "Зеленый Гай - Лесозавод" ПК 133+00 - ПК 149+00, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона N0164200001923001633, в связи с нарушением Обществом условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 05.10.2023, продолжилось 06.10.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от 18.09.2023 от исполнения контракта N 1633/23-ЭА от 05.06.2023 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Мичуринского района Тамбовской области "Зеленый Гай - Лесозавод" ПК 133+00 - ПК 149+00, рассмотрев представленные сторонами материалы и документы закупки, заслушав пояснения Заказчика и ООО "СУ 1", установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200001923001633 администрация Мичуринского района Тамбовской области 05.06.2023 заключило с ООО "СУ 1" муниципальный контракт N1633/23-ЭА на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Мичуринского района Тамбовской области "Зеленый Гай - Лесозавод" ПК 133+00 - ПК 149+00, на сумму 18 722 011, 78 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.2 контракта: "Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по текущему ремонту автомобильной дороги Мичуринского района Тамбовской области "Зеленый Гай - Лесозавод" ПК 133+00 - ПК 149+00 (далее - Объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту (Приложение N2 к Контракту) в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N1 к Контракту) и сдать результат работ по ремонту Заказчику".
Согласно п. 1.3 контракта: "Заказчик принимает на себя обязательство принять и оплатить результаты фактически выполненных по Контракту и принятых работ в размерах, установленных Контрактом, графиком оплаты выполненных работ (Приложение N3 к Контракту) с учетом графика выполнения работ (Приложение N2 к Контракту)".
Согласно п. 4.2 контракта: "Сроки выполнения Работ: в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение 2 к Контракту)".
Согласно графику выполнения работ (приложение N 2 к контракту): "Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 31.07.2023".
Согласно п. 5.3 контракта Заказчик обязан:
"5.3.1. Для проверки представленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям контракта, в том числе проектно-сметной документации, которая являются неотъемлемой частью Контракта, проводить экспертизу результатов выполненных работ.
Экспертиза результатов выполненных работ проводится Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. При принятии решения о приемке результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта или об отказе в приемке результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта Заказчик, приемочная комиссия (в случае ее создания) должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения".
Согласно п. 12.1 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом.
Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
Как следует из материалов обращения, Заказчик направлял Подрядчику 27.06.2023, 04.07.2023 требования об устранении нарушений, выявленных контролирующей организацией ООО "Высокие Технологии Сервиса" , изложенных в предписаниях от 20.06.2023 NN 1-5 об устранении нарушений правил производства дорожно-строительных работ.
20.07.2023 Заказчик направил Подрядчику протокол лабораторных испытаний от 12.07.2023 N 224, при проведении которых было выявлено несоответствие качества и толщины дорожного покрытия требованиям ГОСТ 9128-2013 и проектно-сметной документации, что подтверждает также письмо ООО "Высокие Технологии Сервиса" (исх. от 18.07.2023 N 35).
04.08.2023 ООО "СУ 1" разместило в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) акт о приёмке выполненных работ N 01 от 31.07.2023, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2, акты освидетельствования скрытых работ, акт освидетельствования ответственных конструкций, паспорта на материалы.
На основании п. 5.3.1 контракта Заказчик принял решение провести экспертизу результатов выполненных работ по контракту от 05.06.2023, ввиду чего заключил контракт с АНО "Строительная судебно-экспертная лаборатория". О проведении экспертизы Заказчик уведомил Подрядчика по электронной почте письмом исх. от 09.08.2023 N 135. Экспертный осмотр объекта проводился 14.08.2023 в присутствии представителей Заказчика, а также представителей организации ООО "Высокие Технологии Сервиса", осуществляющей строительный контроль. Представитель Подрядчика отсутствовал.
Согласно акту экспертного строительно-технического исследования от 28.08.2023 N 2766/50 фактически выполненные виды и объёмы работ, отражённые в актах о приёмке выполненных работ по форме КС-2 NN 1, 2, 3, 4, не соответствуют требованиям проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью муниципального контракта; качество выполненных работ не соответствует требованиям нормативных документов; для соответствующих видов работ, стоимость работ, отражённых в акте о приёмке, завышена относительно фактически выполненных работ на 3 276 665 руб.
В связи с указанными обстоятельствами, 28.08.2023 Заказчик оформил и разместил в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от приёмки выполненных работ по контракту, предложив ООО "СУ 1" устранить недостатки в течение 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа, также Подрядчику по его требованию был направлен акт экспертного строительно-технического исследования от 28.08.2023 для устранения недостатков.
В установленный срок Подрядчик к устранению выявленных недостатков не приступил, что подтверждается актом осмотра работ по текущему ремонту автодороги от 12.09.2023.
13.09.2023 Заказчик получил от ООО "СУ 1" претензию от 12.09.2023 N 6/31, в которой Подрядчик выразил несогласие с отказом Заказчика от приёмки работ и выводами экспертизы, указав, что все обязательства по муниципальному контракту от 05.06.2023 исполнены качественно и в полном объеме. Подрядчик потребовал оплаты в сумме 17 873 817 рублей на основании документов, размещенных им 04.08.2023 в ЕИС.
Поскольку Подрядчик отказался от устранения выявленных Заказчиком при приемке недостатков выполненных работ по контракту, Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 3 ст. 723 ГК РФ, п. 12.1 контракта принял 18.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.06.2023 N1633/23-ЭА с ООО "СУ 1".
В соответствии с ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС Заказчиком и получено Подрядчиком 18.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения Подрядчиком условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу 29.09.2023.
Представитель Общества на рассмотрении дела возражал позиции Заказчика, представил в Тамбовское УФАС России письменные документированные объяснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 05.10.2023 N 6335-ЭП/23).
ООО "СУ 1" считает, что отсутствуют основания для одностороннего расторжения контракта и для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Работы по контракту выполнены в полном объеме в соответствии с условиями контракта. Обществом представлен протокол испытания покрытия автодороги от 02.08.2023 N 265, составленный инженером организации, осуществляющей строительный контроль рассматриваемого объекта, заключение которого содержит вывод о том, что горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь тип Б II марки (ПК 147+75, ПК 147+50) соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, покрытие уплотнено.
Представитель Общества в ходе рассмотрения дела также пояснил, что 01.08.2023 ООО "СУ 1" письменно сообщило Заказчику о завершении работ в рамках контракта N1633/23-ЭА от 05.06.2023 с приложением исполнительной документации (КС-2, КС-3), что подтверждается письмом от 31.07.2023, также Подрядчик 04.08.2023 через ЕИС направил Заказчику данные документы. Однако, 28.08.2023 Заказчик отказался принимать выполненные работы, ссылаясь на проведенную АНО "Строительная судебно-экспертная лаборатория" экспертизу от 28.08.2023.
Общество указывает, что экспертное строительно-техническое исследование было проведено без участия Подрядчика в нарушение ст. 720 ГК РФ. Запросив 30.08.2023 у Заказчика данное заключение экспертизы и ознакомившись с ним 04.09.2023, Подрядчик выразил свое несогласие в претензии (исх. от 12.09.2023 N 6/31). ООО "СУ 1" считает, что работы по контракту выполнены в полном объеме согласно локальным сметным расчетам, о чем имеется соответствующая отметка в актах о приемке выполненных работ ответственного лица за проведение строительного контроля инженера дорожно-строительной лаборатории ООО "Высокие технологии сервиса". В материалы дела представлены данные акты.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что пояснения сторон и представленные ими доказательства по настоящему делу являются противоречивыми. В материалы настоящего дела представлены экспертное заключение АНО "Строительная судебно-экспертная лаборатория" от 28.08.2023 и протокол испытания ООО "Высокие технологии сервиса" от 02.08.2023 N 265 с совершенно противоположными выводами.
Согласно законодательству о контрактной системе у антимонопольного органа отсутствуют правовые полномочия осуществлять проверку экспертных заключений, протоколов испытания и условий исполнения контракта. Тамбовское УФАС России в силу отсутствия специальных познаний не может подвергнуть сомнению представленную Заказчиком экспертизу от 28.08.2023 и протокол испытания от 02.08.2023.
Принимая во внимание вышеизложенное и исходя из предоставленных территориальному антимонопольному органу полномочий, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии в настоящем деле неустранимых сомнений в части подтверждения фактов недобросовестности подрядчика - ООО "СУ 1" и существенного нарушения им условий рассматриваемого контракта.
В связи с указанным Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "СУ 1" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Мичуринского района Тамбовской области в отношении ООО "СУ 1" (398050, г. Липецк, пер. Кузнечный, д. 20, офис 6, ИНН 4826135376, КПП 482601001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
8 (4752)71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 11 октября 2023 г. N 068/10/104-719/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023