рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка компьютерного оборудования" (номер извещения в ЕИС - 0313100001423000003, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
27.09.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N7057/23).
Заявитель считает, что комиссией по осуществлению закупок нарушены требования Закона о контрактной системе, поскольку комиссией по осуществлению закупок выбрано ненадлежащее основание для отклонения заявки ООО "Компьютеропт", а именно заявка заявителя отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в то время как, по мнению заявителя, комиссия по осуществлению закупок должна была отклонить заявку заявителя на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия поясняет, что в ходе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе была допущена опечатка при применении основания отклонения заявки участника путем выбора посредством электронной площадки основания для отклонения заявки.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Информация об установлении предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержится в извещении о проведении электронного аукциона.
Из части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3(1) в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, и которая одновременно:
- содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
- не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом пункта 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
При отсутствии заявки, соответствующей требованиям пункта 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Пунктом 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено что, за исключением случаев, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878:
- подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза;
- подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 предусмотрено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр.
Согласно подпункту "а" пункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что комиссией по осуществлению закупок по итогам рассмотрения заявок участников аукциона принято решение об отклонении заявок 114985413, 114967340, 114983127 (ООО "Компьютеропт"), 114982811, 114951531, 114985678, 11498605 на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.09.2023 N ИЭА1 заявка заявителя признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а именно: "Непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ" (Отклонение по п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 2, пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в числе прочего:
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе;
- информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Учитывая изложенное, Закон о контрактной системе и нормативные акты, принятие в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, устанавливаю, что в случае непредставления участником закупки информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, заявка такого участника будет приравнена к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Из содержания заявки заявителя следует, что участником закупки предложен "Ноутбук, страна происхождения - Российская Федерация", при этом в составе заявки не представлены документы и информация о наличии сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции.
Таким образом, заявителем предложен товар, страной происхождения которого является Российская Федерация. Однако ни один из документов, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в составе заявки заявителем не представлен.
Согласно подпункту "а" пункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 4, 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случаях:
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Учитывая изложенное, правовое основание для отклонения заявки по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе подлежит применению только при отклонении заявок в случае установления заказчиком запрета на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В рамках рассматриваемого аукциона запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, не установлен, заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Вместе с тем, поскольку заявка заявителя не содержала документов, предусмотренных Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, его заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения.
Принимая во внимание, что на участие в аукционе поданы иные заявки, удовлетворяющие требованиям извещения об осуществлении закупки, которые содержат номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции, а в составе заявка заявителя, и других отклоненных заявках (114985413, 114967340, 114982811, 114951531, 114985678, 11498605) отсутствовали сведения о реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции, у комиссии по осуществлению закупок имелись основания для отклонения как заявки заявителя, так и заявок 114985413, 114967340, 114982811, 114951531, 114985678, 11498605.
Однако при указанных обстоятельствах, заявки подлежат отклонению в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, следовательно, заявки должны быть отклонены на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, примененное комиссией по осуществлению закупок правовое основание "пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе" для отклонения заявки заявителя и заявок (114985413, 114967340, 114982811, 114951531, 114985678, 11498605) является ненадлежащим.
Учитывая вышеизложенное, жалоба является обоснованной.
Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдать предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены итогового протокола подведения итогов электронного аукциона и пересмотра заявок вновь.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Компьютеропт" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка компьютерного оборудования" (номер извещения в ЕИС - 0313100001423000003) обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены итогового протокола подведения итогов электронного аукциона и пересмотра заявок вновь.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ "__.."
______"__.."
_____ "__.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 октября 2023 г. N 018/06/106-749/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023