Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио руководителя управления;
члены Комиссии: <_>- начальник отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО НИИ "Земля и город" (далее - Заявитель) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме N зз-32178-2023 "Выполнение научно-исследовательской работы по теме:"Развитие территории муниципального образования "Город Ижевск" посредством разработки проекта Генерального плана муниципального образования "Город Ижевск", проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Ижевск", и разработки программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур муниципального образования "Город Ижевск" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123014666, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заявителя ООО НИИ "Земля и город" (далее - Заявитель): <_>. (доверенность от 17.01.2023 N004-2023),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 08.09.2023 N26-юр),
в отсутствие представителя Заказчика - Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
29.09.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме.
По мнению подателя жалобы, во-первых, Заказчик в извещении не установил обязательное требование к участникам закупки о наличии у них действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ. Во-вторых, порядок оценки в части квалификации участников закупки по нестоимостным критериям не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а также Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 (далее - Положение об оценке).
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласился и пояснил, по первому доводу, что согласно п. 42 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), при выполнении работ, в том числе в результатах которых устанавливаются границы населенных и зон с особыми условиями использования территорий, если такие работы выполняются в рамках градостроительной деятельности, не подлежат лицензированию. По второму доводу пояснил, что установленный критерий оценки по общему количеству исполненных участником закупки договоров - 10, а также по общему количеству специалистов и иных работников - 10, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку минимальные и максимальные значения показателей не предусмотрены. Установленная квалификация участников закупки по приему к оценке договоров, предусматривающих выполнение НИР по развитию территорий с численностью не менее 400 000 человек, является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Таким образом, доводы жалобы необоснованны.
12.09.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 20 000 000,00 рублей.
02.10.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
1. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик в извещении не установил обязательное требование к участникам закупки о наличии у них действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ, признает его обоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе(при наличии такого требования).
Извещением о проведении закупки требование о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности не установлено. Кроме того, в приложении N3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе" требование о представлении лицензии в составе заявки также не установлено.
При этом, согласно разделу N10 Приложения N1 к извещению "Техническое задание", на втором этапе работы на основе согласованной с Заказчиком Концепции выполняется разработка проекта Генерального плана. Содержание утверждаемой части проекта включает, в том числе, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа, карту функциональных зон городского округа.
Так, согласно ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 4, 5 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, муниципального округа, городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), на которой в соответствии с ч. 5 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов).
При этом, согласно ч. 5.1 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Изменения, внесенные в п. 42 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части "работ по установлению, изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории" вступили в силу 01.03.2022.
В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности") (далее - Положение о лицензировании), установлено, что лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Таким образом, введенные с 01.03.2022 дополнения в п. 8 Постановления Правительства РФ N1126, требуют наличие лицензии Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии для выполнения геодезических и картографических работ, в результате которых осуществляется установление и изменение границ населенных пунктов, для подготовки описания границ населенных пунктов в составе проекта Генерального плана.
При этом генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
Таким образом, юридическим лицам, выполняющим работы по подготовке сведений о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, указанных в ч. 5.1 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, требуется наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, о необходимости установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, отсутствие указанных требований свидетельствует о нарушении Заказчиком, уполномоченным учреждением - ГКУ УР "РЦЗ УР" нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении в качестве нестоимостных критериев оценки наличия у участников 10 исполненных договоров, и 10 специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, признает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 (далее - Положение об оценке) установлено, что оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки" осуществляется в порядке, установленном п. 20-23 раздела 4 Положения об оценке.
Согласно п. 18 Положения об оценке если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению об оценке, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
В соответствии с п. 20 Положения об оценке если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул п. 20 Положения об оценке.
В силу п. 21 Положения об оценке если установлены предусмотренные п. 20 Положения об оценке предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с п. 20 Положения об оценке присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Так, согласно ч. 2 раздела 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установлены следующие спорные показатели оценки:
- общее количество исполненных участником закупки договоров - предельное максимальное значение 10;
- общее количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- предельное максимальное значение 10.
Таким образом, Заказчиком определены предельные максимальные значения по указанным критериям (показателям оценки) в соответствии с п. 18, 20 Положения об оценке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что неустановление в критерии предельного значения по опыту, который подлежит оценке, может привести к необоснованному предоставлению участнику закупки обладающего максимальным опытом, преимущественного положения, который невозможно преодолеть в ходе конкурентной закупки. В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичного вида работ, сопоставимого с объемом закупки.
При этом, ни Закон о контрактной системе, ни иные нормативно-правовые акты Российской Федерации не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в Положении об оценке), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении об оценке). В связи с изложенным, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки, принадлежит Заказчику. Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении в критерии оценки по показателю квалификации раздела 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе численного ограничения: "исполненные договоры, предусматривающие выполнение научно-исследовательских работ по развитию территорий муниципальных образований России с численностью не менее 400 000 чел и (или) разработке программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур муниципальных образований России с численностью не менее 400 000 чел." признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6, 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно пп. "в" п. 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пп. "а" п. 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п. 24 Положения об оценке: применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом, предметом заключаемого контракта является разработка в соответствии с главой 3 Градостроительного кодекса РФ документа территориального планирования - проекта Генерального плана на территорию муниципального образования. Так, Градостроительным кодексом РФ закреплен единый порядок разработки, требования к содержанию и особенности согласования Генерального плана, в соответствии со ст. 23,24,25 Градостроительного кодекса РФ, вне зависимости от численности населения.
Кроме того, положения Приказа Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 года N244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов", Приказа Минэкономразвития России от 21.07.2016 N460 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования" содержат единые требования к составу Генерального плана, порядку его подготовки, также вне зависимости от численности населения муниципального образования.
Таким образом, с учетом п. 24, 28 Положения об оценке, установление Заказчиком требований о наличии опыта выполнения научно-исследовательских работ по развитию территорий муниципальных образований России с численным ограничением не менее 400 000 чел и (или) разработке программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур муниципальных образований России с численным ограничением не менее 400 000 чел. является необоснованным, не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации в области разработки документов территориального планирования, поскольку нормативно-правовыми актами не установлен особый порядок согласования, разработки Генеральных планов с численностью населения не менее 400 000 чел. (либо иная численность).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком, уполномоченным учреждением - ГКУ УР "РЦЗ УР" требований ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Учитывая выявленные нарушения, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в требования к составу заявки участников закупки путем включения требований к участникам о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ, а также путем исключения из порядка оценки заявок участников требования о наличии исполненных договоров, предусматривающих выполнение научно-исследовательских работ по развитию территорий муниципальных образований России с численным ограничением "не менее 400 000 чел и (или) разработке программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур муниципальных образований России с численным ограничением не менее 400 000 чел.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме N зз-32178-2023 "Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Развитие территории муниципального образования "Город Ижевск" посредством разработки проекта Генерального плана муниципального образования "Город Ижевск", проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Ижевск", и разработки программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур муниципального образования "Город Ижевск" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123014666) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, уполномоченным учреждением - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, уполномоченному учреждению - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в требования к составу заявки участников закупки путем включения требований к участникам о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ, а также путем исключения из порядка оценки заявок участников требования о наличии исполненных договоров, предусматривающих выполнение научно-исследовательских работ по развитию территорий муниципальных образований России с численным ограничение мне менее 400 000 чел и (или) разработке программ комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур муниципальных образований России с численным ограничением не менее 400 000 чел.
4. Передать материалы для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии: ___________ <_>
Члены Комиссии ___________ <_>
___________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 октября 2023 г. N 018/06/106-759/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023