Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "СК Домашний очаг"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "СК Домашний очаг" на действия Заказчика - ФГБУ "Сихотэ-Алинский Государственный природный биосферный заповедник имени К. Г. Абрамова" при проведении аукциона в электронной форме на благоустройство гостевого дома на кордоне Благодатное путем проведения капитального ремонта (извещение N 0320100003323000017) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как положения извещения не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Из доводов жалобы следует, что Заказчик допустил нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, так как не осуществил проверку достоверности сметной стоймости.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, том числе, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что Приморское УФАС России не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, то Комиссия Приморского УФАС России не наделена полномочиями рассматривать жалобу в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что в составе документов отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона N44-ФЗ определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона N44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом основанием для определения такой цены является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), определяющая объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта по капитальному ремонту обоснована Заказчиком проектно-сметным методом и составляет 13 086 948,00 рублей.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев извещение о проведении аукциона установила, что сметы размещены в качестве приложений к извещению.
В связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводам жалобы, Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ не установил в извещении требование о наличии лицензии МЧС на проведение работ по установке автоматической противопожарной сигнализации.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ определено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируется деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, входит в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Объектом закупки является благоустройство гостевого дома на кордоне Благодатное путем проведения капитального ремонта.
В соответствии с локальным сметным расчетом работы, связанные с установкой автоматической пожарной сигнализации составляют около 2% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае работы, требующие лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, составляют лишь незначительную часть всего объема работ.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Исходя из изложенного, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
При этом в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Данная позиция выражена в письме ФАС России от 28.09.2017 N РП/66917/17, письмах Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 N 24-02-03/11100, от 20.07.2020 N 24-02-08/63342.
Указанная позиция находит подтверждение в судебной практике. Так, согласно пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, участник закупки не обязан иметь лицензию на некоторые виды работ, выполняемых в рамках исполнения контракта в случае, когда такие виды деятельности не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем наряду с иными работами по капитальному ремонту. В определении от 02.11.2016 N 305-КГ16-11212 по делу N А40-147967/2015, Верховный суд РФ также пришел к выводу о том, что, поскольку работы, требующие наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, не являются самостоятельным объектом закупки, включение в заявку требования о наличии у участника закупки, наряду со свидетельством СРО, одновременного предоставления лицензии МЧС, неправомерно.
На основании изложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что довод заявителя в части отсутствия требования о наличии лицензии не нашел своего подтверждения.
Частью 1 статьи 44 Закона N44-ФЗ установлено, что при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлено, что требование об обеспечении заявки, в размере 130 869,48 рублей, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии указан в приложении к извещению.
Согласно представленным пояснениям, информация о применении независимой гарантии указана в п. 8 приложения к извещению "проект контракта".
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев извещение о проведении аукциона (приложения к извещению), установила, что в составе документов отсутствует порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии в соответствии со статьей 44 Закона N44-ФЗ.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 16 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 35 Закона N44-ФЗ определено, что правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" установлено, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в следующих случаях:
а) в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта:
заключается контракт жизненного цикла и (или) начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 10 млрд. рублей;
контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством Российской Федерации, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;
б) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта:
начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 15 млрд. рублей и утвержденной государственной программой Российской Федерации предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения;
государственный контракт, определенный Правительством Российской Федерации, предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством Российской Федерации, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.
Из анализа указанных норм Комиссия Приморского УФАС установила, что закупка на благоустройство гостевого дома на кордоне Благодатное путем проведения капитального ремонта не относится к перечню случаев, установленных Постановлением Правительства РФ N 963 для которых устанавливается банковское сопровождение контрактов.
В извещении о проведении аукциона также указано, что банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется.
На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС пришла к выводу о несостоятельности данного довода заявителя.
Пунктом 20 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно печатной версии извещения, Заказчиком не предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в пункте 10.3 проекта контракта определено, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Названные разночтения в извещении закупки N 0320100003323000017 нарушают часть 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ, поскольку не обеспечивают однозначное и четкое восприятие условий закупки.
Кроме того, заказчик технически не сможет осуществить односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона N44-ФЗ, поскольку указанная возможность отсутствует в извещении N 0320100003323000017.
Таким образом, в действиях заказчика имеются нарушения части 3 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ, поскольку в извещение отражена противоречивая информация по предусмотренной возможности одностороннего отказа от исполнения контракта
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Домашний очаг" на действия Заказчика - ФГБУ "Сихотэ-Алинский Государственный природный биосферный заповедник имени К. Г. Абрамова" при проведении аукциона в электронной форме на благоустройство гостевого дома на кордоне Благодатное путем проведения капитального ремонта (извещение N 0320100003323000017) обоснованной в части нарушения пункта 16, пункта 20 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение пункта 16, пункта 20 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ т.к. извещение о проведении закупки не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении закрытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 4 октября 2023 г. N 025/06/49-1405/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023