Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по контролю закупок рассмотрев обращение Заказчика - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Лесозаводский" (далее - МО МВД РФ "Лесозаводский") о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) КРАЕВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КИРОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (ИНН 2516002728) (далее - КГБУЗ "КИРОВСКАЯ ЦРБ").
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) поступило МО МВД РФ "Лесозаводский" (обращение N012010000540000006) о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) КГБУЗ "КИРОВСКАЯ ЦРБ" на услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей автотранспортных средств (извещение N 0120100005423000010).
Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) содержит сведения о признании несостоявшимся электронного аукциона, дате и номере извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок. К обращению приложены копии протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, копия извещения о проведении электронного аукциона с приложениями.
В рамках рассмотрения обращения Приморское УФАС России проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона N44-ФЗ.
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев, представленные документы и проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ электронные документы размещаемые в составе извещения должны содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно части 3 статьи 43 Закона N44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Объектом закупки являются услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей автотранспортных средств.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 3 и частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на организацию, осуществляющую возможность управления транспортными средства, возлагается требование о проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу пункта 46 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" производится разграничение таких видов медицинской как медицинские осмотры, в состав которых входит деятельность по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), и медицинских освидетельствований, включающих в себя деятельность по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно ч. 1, п. 4, 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно пункта 6 Приказа Минздрава России от 30.05.2023 N 266н "Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований" предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее соответственно - медицинский работник, медицинская организация), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).
Между тем, Заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на оказание предрейсовых медицинских осмотров.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 31 Закона N44-ФЗ в извещении о закупке (приложениях) отсутствует исчерпывающий перечень требований к участникам закупки по части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ. Требования установлены формулировкой "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ", которая по сути не отражает содержание требований, установленных заказчиком к участникам закупки, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают части 5 статьи 31 Закона N44-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 Контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, частью 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать МО МВД РФ "Лесозаводский" в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) КГБУЗ "КИРОВСКАЯ ЦРБ" (ИНН 2516002728/ ОГРН: 1022500675691) на услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей автотранспортных средств (извещение N 0120100005423000010).
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 5 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 октября 2023 г. N 64/С-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023