Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Магнум М"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Магнум М" на действия Заказчика - КГБУЗ "Находкинская городская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стентов мочеточниковых полимерных (извещение N 0320300150423000132) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из п. 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
При этом пп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещения о проведении закупки объектом закупки является стент мочеточниковый полимерный ОКПД2 32.50.22.195, КТРУ 32.50.22.190-00198.
Извещением о проведении запроса котировок также определены характеристики, из соответствующей позиции КТРУ, которым в том числе должен соответствовать товар:
Между тем, в приложении к извещению определено, что объектом закупки является Стент мочеточниковый полимерный, КТРУ 32.50.22.190-01464, определены, в том числе, следующие характеристики товара:
Конструкция: С петлями
Номинальный диаметр стента: 1.57 и
1.6 Миллиметр
Общая длина стента: > 260 и 280 Миллиметр
Покрытие: Гидрофобное
Рентгеноконтрастность: Да.
Частью 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Между тем, в нарушение части 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ, части 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок и приложении "Описание объекта закупки" определены различные показатели закупкаемого товара.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно описания объекта закупки Заказчик установлены дополнительные характеристики для точного описания приобретаемого товара предлагаемого к поставке, имеющие существенное значение для Заказчика.
Из указанного обоснования не следует, каким образом дополнительные требования влияют на деятельность заказчика в части оказания медицинской помощи пациентам по сравнению с иными показателями, приведенная формулировка никак не обосновывает потребность заказчика.
При таких обстоятельствах, заказчиком при подготовке обоснования установления дополнительных требований к объекту закупки нарушены требования части 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ, пункта 6 Правил использования КТРУ.
В отношении доводов в части установления дополнительных характеристик товара, которые приводят к ограничению числа участников закупки установлено следующее.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). При этом вывод, приведенный в указанном Обзоре, называет нарушением именно необоснованное ограничение количества участников до дилеров одного производителя.
Согласно пояснениям Заказчика, в описании объекта закупки установлено, что материал изготовления термопластичный рентгенконтрастный полимер Вортек, добавив слово "или эквивалент", соблюдая правила описания объекта закупки пп. а п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ. Кроме того, Заказчик отмечает, что в Российской Федерации есть производитель мочеточниковых стентов "Инкоро". Материал изготовления: термочувствительный полиуретан, что также подходит под описание требуемых стентов Заказчиком.
Между тем, в рамках рассмотрения жалобы Заказчиком не представлено подтверждающих документов, однозначно позволяющий установить наличие на рынке как минимум двух производителей закупаемого товара (н-р, инструкция по применению медицинского изделия)
Таким образом, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что довод заявитель является обоснованным, Заказчик допустил нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магнум М" на действия Заказчика - КГБУЗ "Находкинская городская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стентов мочеточниковых полимерных (извещение N 0320300150423000132) обоснованной.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 2 статьи 33, части 3 статьи 7, части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, пункта 6 Правил использования КТРУ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении закрытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 октября 2023 г. N 025/06/50-1425/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023