На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 04.10.2023 N 323/23, на основании обращения заказчика Бытошская поселковая администрация (вх. N 6602/23 от 04.10.2023 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "__.."
в присутствии:
"___" - представителя ИП "__..", действующего на основании доверенности от 11.10.2023,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Бытошская поселковая администрация, уполномоченного органа Администрация Дятьковского района,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Бытошская поселковая администрация по факту уклонения ИП "__.." от заключения контракта проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по грейдированию грунтовых автодорог Бытошского городского поселения Дятьковского муниципального района Брянской области N 0127300004923000064, установила следующее:
1. 12.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по грейдированию грунтовых автодорог Бытошского городского поселения Дятьковского муниципального района Брянской области N 0127300004923000064.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 186 666,40 рублей.
3. Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 NИЭА1 победителем был признан единственный участник закупки ИП "__.." с ценой контракта 186 666,40 рублей.
4. 25.09.2023 заказчиком Бытошская поселковая администрация размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "_..."
5. Регламентированный срок подписания ИП "__." проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 02.10.2023, однако, в установленный Законом о контрактной системе срок, ИП "___." не разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ИП "__..".
6. 03.10.2023 00:03 ч. от электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 03.10.2023.
7. 04.10.2023 заказчиком с помощью единой информационной системы в сфере закупок сформирован и размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.10.2023 NППУ20_1.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Бытошская поселковая администрация (вх. 6672-ЭП/23 от 06.10.2023), ИП "__" (вх. N 6696-ЭП/23 от 09.10.2023), уполномоченного органа Администрация Дятьковского района (вх. N 6696-ЭП/23 от 09.10.2023).
В рамках рассмотрения обращения объявлялся перерыв с 10:52 ч 11.10.2023 по 14:00 ч. 11.10.2023.
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика Бытошская поселковая администрация при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по грейдированию грунтовых автодорог Бытошского городского поселения Дятьковского муниципального района Брянской области N 0127300004923000064 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, 25.09.2023 заказчиком Бытошская поселковая администрация размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "__"
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная пп."б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
Регламентированный срок подписания ИП "__." контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 02.10.2023.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки не подписал проект контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, не предоставлено обеспечение исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, 04.10.2023 заказчиком с помощью единой информационной системы в сфере закупок сформирован и размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.10.2023 NППУ20_1 и 04.10.2023 направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Бытошская поселковая администрация по признанию ИП "__" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, всесторонне изучив представленные материалы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ИП "___" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что победителем закупки в регламентированный срок не подписан проект контракта, не предоставлено обеспечение исполнения контракта.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства не подписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Так, согласно пояснениям представителя ИП "__..", победитель закупки не имел технической возможности в установленный законом срок осуществить подписание контракта в связи с проведением работ с интернет-сетью провайдером Ростелеком.
В подтверждение указанных доводов на обозрение Инспекции Брянского УФАС России представлен скриншот с электронной почты ИП "___", согласно которого письмом от 26.09.2023 провайдер Ростелеком сообщает о проведении работ на интернет-сети.
Однако, согласно данного письма, работы на интернет-сети проводились 26.09.2023 с 12:00 ч. до 12: 30 ч.
Вместе с тем, регламентированный срок подписания ИП "___" проекта контракта определен с 25.09.2023 по 02.10.2023.
Таким образом, указанный документ не подтверждает невозможность подписания контракта в установленный законом срок.
ИП "__." также указал, что не имел технической возможности в указанный законом срок осуществить подписание контракта в связи с поломкой персонального компьютера, являющегося единственным техническим средством участия ИП "__." в электронном аукционе.
В подтверждение указанного довода на обозрение Инспекции представлен договор на ремонт оргтехники N 09/1 от 27.09.2023, Акт по проведению диагностики и ремонта компьютерной техники N 09/1 от 29.09.2023, Акт по проведению диагностики и ремонта компьютерной техники N 09/2 от 03.10.2023, Квитанция к приходному кассовому ордеру от 03.10.2023 на сумму 1900 рублей за ремонт компьютера и локальной сети.
Однако, ссылки ИП "___." на неисправность компьютерного оборудования, в связи с чем у него отсутствовала возможность подписания проекта контракта, не приняты Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку принимая решение об участии в процедуре размещения государственного или муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, субъект хозяйственной деятельности несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям названного закона и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность заключения контракта. Подавая заявку на участие в аукционе, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
ИП "__." как участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, был обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы, а также осознать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения контракта в дальнейшем, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение.
Договор, Акты по проведению диагностики и ремонта компьютерной техники и Квитанция к приходному кассовому ордеру не могут быть приняты как надлежащее доказательство наличия объективных причин не подписания контракта, поскольку индивидуальный предприниматель не представил Инспекции Брянского УФАС России обоснование невозможности осуществить установленную Законом о контрактной системе обязанность по подписанию данного контракта при помощи иной техники. Доказательства принятия дополнительных мер обеспечения работоспособности техники, отсутствуют.
Боле того, в представленном договоре на ремонт оргтехники N 09/1 от 27.09.2023 отсутствует срок выполнения работ по ремонту компьютера и сети-интернет, в договоре лишь отражен срок его действия до 31.12.2023.
Вместе с тем, срок на подписание победителем закупки проекта контракта законодательно ограничен, вследствие чего индивидуальным предпринимателем при заключении договора на ремонт техники не приняты все меры для надлежащего исполнения требований законодательства в сфере закупок к сроку заключения рассматриваемого контракта. Указанное также свидетельствует о пренебрежительном отношении ИП "___" к своим обязанностям, выраженном в незаинтересованности победителя закупки в подписании рассматриваемого контракта в установленный законом срок.
Таким образом, представленные ИП "___" документы в подтверждение неисправности компьютерного оборудования, интернет-сети не приняты Инспекцией в качестве доказательств, подтверждающих невозможность подписания контракта, поскольку указанные документы не подтверждают невозможность подписания контракта с использованием иного компьютерного оборудования, мобильного телефона, иного устройства.
Инспекция Брянского УФАС также отмечает, что регламентированный срок подписания ИП "__." проекта контракта определен с 25.09.2023. Вместе с тем, договор на ремонт оргтехники N 09/1 заключен 27.09.2023. Следовательно, у индивидуального предпринимателя имелась возможность подписать контракт 25.09.2023 и 26.09.2023. Доказательств отсутствия такой возможности в материалы дела не предоставлено.
Оставляя совершения действия по подписанию контракта на последний день регламентированного срока, участник закупки должен осознавать, что несет риск наступления неблагоприятных для него последствий в случае несовершения им действий, предусмотренных Законом о контрактной системе.
ИП "__.." в рамках рассмотрения обращения представлена информация о заключении и исполнении индивидуальным предпринимателем иных аналогичных по предметам оказания услуг контрактов, однако, Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что данные документы и информация не свидетельствуют о добросовестном поведении ИП "__.." на стадии заключения настоящего контракта.
Инспекцией Брянского УФАС России также установлено, что индивидуальным предпринимателем 03.10.2023, за пределами установленного срока для подписания контракта и направления обеспечения исполнения контракта, внесены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 933, 33 рублей (Платежное поручение N 112 от 03.10.2023).
Однако, представленное победителем закупки платежное поручение о внесении денежных средств в качестве обеспечения не свидетельствует о невозможности включения сведений об индивидуальном предпринимателе реестр недобросовестных поставщиков, поскольку неподписание ИП "__" проекта контракта в законодательно установленный для этого срок является самостоятельным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Более того, обеспечение исполнения контракта внесено за пределами установленного законом срока, что свидетельствует об отсутствии намерения подписать контракт в установленный срок.
Представленный ИП "___". Акт об оказании услуг на техническое обслуживание автомобиля N А000001641 от 26.08.2023 в подтверждение подготовки техники для выполнения работ по контракту, не принимается Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку из представленного акта не представляется возможным сделать вывод о том, что обслуживание автомобиля производилось для выполнения работ по рассматриваемому контракту, а не по иным, заключенным ИП "___" контрактам.
Кроме того, указанный довод не может быть принят Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля не направлен на подписание контракта и, соответственно, не может являться доказательством, подтверждающим невозможность его подписания.
Инспекция также учитывает письменные пояснения ИП "___" (вх. N 6696-ЭП/23 от 09.10.2023), согласно которым не подписание победителем закупки контракта в установленный срок произошло ввиду отсутствия работника, который занимается сопровождением торгов в рамках Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям "___", представителя ИП "___"., на нее возложены обязанности по сопровождению торгов и подписанию, в том числе, рассматриваемого контракта, при графике работы 2 (два) дня в неделю.
Вместе с тем, частичная занятость ответственного лица "___", либо отсутствие ответственного лица не может являться доказательством, подтверждающим невозможность подписания контракта в установленный срок, а напротив, данное обстоятельство само по себе свидетельствует о неосмотрительности и ненадлежащей степени заботливости индивидуального предпринимателя, которая от него требовалась при вступлении в рассматриваемые правоотношения и исполнения обязанности по подписанию контракта.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, Инспекция Брянского УФАС России не усматривает со стороны индивидуального предпринимателя действий, свидетельствующих о принятии им всех мер для надлежащего исполнения требований законодательства в сфере закупок к порядку и сроку заключения контракта, соответственно, Инспекция полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "___".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Включить сведения в отношении ИП "___" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ИП "___" в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководителя инспекции "___"
Члены инспекции "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 11 октября 2023 г. N РНП-32-800
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023