Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 октября 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" (далее - Заказчик) ходатайство от 04.10.2023 г. о рассмотрении жалобы в отсутствии Заказчика,
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы <_> (далее - ИП <_>, Заявитель);
рассмотрев жалобу на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка сервера", извещение N0834200002323000009, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 02 октября 2023 года поступила жалоба Заявителя на
положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Заказчик при описании объекта закупки нарушил требования Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N145) поскольку указал характеристики товара не в соответствии с КТРУ 26.20.14.000-00000190.
Также, Заказчиком неправомерно не установлен запрет согласно Постановлению Правительства от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1236).
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 25 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N0834200002323000009 "Поставка сервера" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 594 600 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещении о проведении закупки должны содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Федерального закона N44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановление Правительства N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Постановление Правительства N145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 (пункт 3 Постановление Правительства N145).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию (пункт 4 Постановление Правительства N145):
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с частью 5 Постановление Правительства N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N878), заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 14.12.2020 г. NМЕ/109921/20, в случае применения ограничений, установленных Постановлением N878, Заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень N 878.
Аналогичная правовая позиция ФАС России отражена в решении ФАС России от 24.09.2021 г. по делу NП-131/21, а также в письмах Минфина России от 25.08.2020 N24-06-05/74463, от 29.03.2022 г. N24-06-06/25188.
Комиссия Иркутского УФАС, проанализировав извещение об осуществлении рассматриваемой закупки, установила, что Заказчиком установлены ограничения допуска товаров происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению N878.
Согласно извещению об осуществлении закупки, Заказчиком выбрана позиция КТРУ: 26.20.14.000-00000190 "Сервер".
Комиссией установлено, что товары, соответствующие коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.14.000-00000190 (Сервер), включены в пункт 8 Перечня.
Таким образом, в рамках электронного аукциона осуществляется закупка радиоэлектронной продукции, включенной в пункт 8 Перечня, в отношении которой установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N878 и в отношении которой подпунктом "а" пункта 5 Правил использования Каталога не предусмотрено право заказчика указать в извещении о проведении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, не предусмотренные соответствующей позицией Каталога.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС установлено, что в пункте 10 Технического задания указана дополнительная информация, которая не предусмотрена позицией Каталога 26.20.14.000-00000190 - "Сервер":
"Русский язык интерфейса централизованной системы управления и мониторинга. Мониторинг и управление из единого web-интерфейса. Доступ к инвентарной информации из центральной консоли управления. Контроль изменений управляемых систем. Сети, графический доступ к удаленной системе, удаленное управление программно-техническими средствами в централизованной системе управления и мониторинга.
Отслеживание и прогнозирование отказов компонентов оборудования. ЦПУ, ОЗУ, БП, модули питания компонентов устройств, модулей расширения, контроллеры, компоненты систем охлаждения. Визуальное отображение информации:
- размещение оборудования в стойке;
- общий вид устройва (изображение фронтальной и обратной стороны);
- текущий статус устройства
Возможность формирование отчетов в форматах pdf, xlsx, docx, xml
Функциональные возможности группового управления удаленными системами в централизованной системе управления и мониторинга:
- поиск систем по ключевым событиям, статусу, типам.
- аудит аппаратных систем с формированием отчетности
- применение к группам устройств политик и правил
Поддержка протоколов RMCP+, SNMPv1-3, http, https, ICMP, SMTP, SSH, Radius, AD, LDAP. Поддержка форматов SOAP, Rest API, XML
Мобильный клиент под платформы iOS, Android для ПО управления и мониторинга с функциями отображения статуса оборудования, расположения оборудования в стойке, описания оборудования, отправки сообщения в техническую поддержку
Ролевая модель доступа.
- поддержка интеграции с службами AD/LDAP
- возможность определения роли пользователя системы на основании членства в группах AD/LDAP
- Логгирование действий пользователей
Возможность управления электропитанием оборудования по заданному расписанию
Возможность получения уведомлений о статусе оборудования, информации о сбоях, информации о изменении конфигурации устройств, отчетах по электронной почте
Возможность в централизованной системе управления и мониторинга резервного копирования имеющихся настроек системы и их восстановления в случае сбоя с сохранением всей доступной информации на момент сбоя
Модульный принципу исполнения централизованной системы управления и мониторинга, позволяющему использовать один или несколько модулей с различными функциональными возможностями
Возможность в централизованной системе управления и мониторинга анализа поступающих с подключенных устройств данных о событиях с целью выявления закономерностей возникновения событий
Система мониторинга должна входить в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или в реестр евразийского программного обеспечения".
Таким образом, установление в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, которые не предусмотрены в позиции Каталога, тогда как указание такой дополнительной информации не предусмотрено подпунктом "а" пункта 5 Правил использования Каталога, привело к нарушению требований пункта 5 части 1 статьи 42, части 6 статьи 23 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств, предусмотренных пунктом 2(1) Постановления Правительства РФ N1236.
Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства РФ N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2022 г. N24-06-06/116710 по вопросу применения положений Постановления Правительства РФ N1236, установлено, что запрет, установленный Постановления Правительства РФ N1236, применяется исключительно в рамках выполнения конкретных обязательств, связанных с программным и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления Правительства РФ N1236.
Таким образом, запрет, установленный Постановлением Правительства РФ N1236, распространяется на закупку только если в извещении о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо установить программное обеспечение.
В извещении о проведении закупки N0834200002323000009 указано, что объектом закупки является поставка сервера.
В данной процедуре закупка программного обеспечения не осуществляется, следовательно, требование по установлению запрета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальный нужд", не требуется.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившими пункт 5 части 1 статьи 42, часть 6 статьи 23 Федерального закона N44-ФЗ.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2023 NИЭА1, внесения изменений в Извещение об осуществлении электронного аукциона и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания.
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023