В связи с поступлением информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказов Иркутского УФАС России N038/201/23 от 25 июля 2023 года; N038/212/23 от 07 августа 2023 года;
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: *
участники Инспекции: *;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального Дорожного Агентства" (ИНН: 3800000140) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с проведением открытого конкурса в электронной форме "Прочая закупка для обеспечения государственных нужд - Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" (извещение N 0334100007523000034).
Место нахождения Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального Дорожного Агентства" (далее - Заказчик) 664007, Иркутская обл, Иркутск г, УЛ. БАБУШКИНА, Д.14.
Проверка начата - 21 сентября 2023 года, окончена - 10 октября 2023 года.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Приказ о создании комиссии;
- Приказ о контрактной службе;
- Регламент контрактной службы;
- Приказ о распределении полномочий;
- Извещение о проведении закупки;
- Приложение к извещениюN1 - Описание объекта закупки;
- Приложение к извещениюN 2 - Обоснование НМЦК;
- Приложение к извещениюN3 - Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению;
- Приложение к извещениюN4 -Порядок рассмотрения и оценки заявок;
- Приложение к извещениюN5 - Проект государственного контракта;
- Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
- Общая информация (с ЭТП) о количестве поданных заявок;
- Документы первой части единственного участника;
- Документы, подтверждающие квалификацию участника;
- Контракт N 2/ОТБ от 02.10.2023.
Описательная часть
18 сентября 2023 г в Иркутское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. по факту установления ненадлежащего порядка оценки заявок, который не соответствует требованиям п.п. "а, в" п. 32 Положения ПП РФ от 31.12.2021 N 2604 в положениях извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Прочая закупка для обеспечения государственных нужд - Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", извещение N0334100007523000034 (далее - открытый конкурс).
В связи с поступлением информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального Дорожного Агентства" (ИНН: 3800000140) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с проведением открытого конкурса в электронной форме "Прочая закупка для обеспечения государственных нужд - Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" (извещение N 0334100007523000034).
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального Дорожного Агентства" (далее - Заказчик) 31 августа 2023 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме N 0334100007523000034 "Прочая закупка для обеспечения государственных нужд - Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 168 500 руб.
В соответствии с "Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2023 NИЭОК1", на участие в закупке подана одна заявка, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признанно несостоявшимся, победителем данной закупки признан участник с заявкой N 112163 - Общество с ограниченной ответственностью "Эликом ТБ".
02 октября 2023 года между заказчиком и ООО "Эликом ТБ" заключен муниципальный контракт N 2/ОТБ на Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Вместе с тем, Инспекцией в ходе осуществления внеплановой проверки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с требованием подпункта 2) пункта 9 "Классификации работ по содержанию автомобильных дорог", утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402, к прочим работам по содержанию автомобильной дороги, помимо прочего, относится охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.
Объектом закупки является "Оказание услуг по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства".
В соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к государственному контракту) предусматривается оказание услуг по техническому обслуживанию ТС ОТБ по каждому ОТИ, в том числе:
8.1 Пункт управления обеспечением транспортной безопасности;
8.2 Система охранного телевидения;
8.3 Система контроля и управления доступом;
8.4 Система охранно-пожарной сигнализации;
8.5 Система связи и оповещения;
8.6 Система электроснабжения и охранного освещения;
8.7 Система инженерных сооружений;
8.8 Система сбора и обработки информации.
Таким образом, заказчиком в описании услуг приводится прочие работы по содержанию автомобильной дороги.
Исходя из извещения установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, согласно которым в качестве нестоимостных критериев указан критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно подпункту "б" и "в" пункта 3 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки.
Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 года N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение подпункта "а" пункта 32 положения "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604.
На участие в электронном конкурсе была подана 1 заявка.
На основании вышеизложенного, Инспекция Иркутского УФАС России усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с установлением порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление N 2604).
Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 года N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Заказчик установил, что величина значимости не стоимостного критерия:
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта - 100%.
Таким образом, Заказчик в подтверждение наличия опыта выполнения работ по проводимой закупке просит предоставить для оценки сведения об опыте участника по успешному выполнению работ по контрактам, сопоставимым с предметом обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности как частное входит в прочие работы по содержанию автомобильной дороги.
Вместе с тем, Инспекция Иркутского УФАС России отмечает, что работы по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности имеют свою специфику, подразумевают работы с высокотехнологичным оборудованием и направлен на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Таким образом, Заказчиком установлено требование к предмету представляемых участниками закупки договоров таким образом, чтобы их предмет наиболее соответствовал предмету контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика.
Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что заказчиком созданы преимущества одним участникам закупки перед другими, действия заказчика являлись непреодолимыми для других участников, в том числе и для Заявителя.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб антимонопольным органом должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявитель не приводит доводов и не представляет доказательств, подтверждающих реальность своих намерений, способность выполнить работы, являющиеся предметом закупки.
Таким образом, учитывая непредставление заявителем доказательств заявленным доводам, Инспекция не усматривает ограничения числа участников установленными заказчиком требованиями.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального Дорожного Агентства" (ИНН: 3800000140) установлено нарушение подпункта "а" пункта 32 положения "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604.
Предписание не выдавать, поскольку нарушение не повлияло на результат закупки.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 10 октября 2023 г. N 038/201/23 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - участники закупок - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - дорожное хозяйство)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023