Резолютивная часть решения объявлена 10.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Индивидуального <_> (далее - ИП <_>, индивидуальный предприниматель) - ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей; в отсутствие представителей Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска (далее - Заказчик);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Романова Сергея Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка и монтаж остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске в 2023 году", извещение N0134300051923000130 (далее - Реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 04 октября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Романова Сергея Владимировича в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП Романовым С.В. допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту NА.2023.130124 на поставку и монтаж остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске в 2023 году от 03 июля 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Романова Сергея Владимировича в Реестр.
ИП Романовым С.В. представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС Росси, согласно которым оснований для включения ИП Романова С.В. в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, поскольку умысла об уклонении от исполнения Контракта не было.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 06 июня 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение N0134300051923000130 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 166 200 рублей 00 копеек.
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 16.06.2023 NЦПА1, минимальное ценовое предложение в размере 3 707 918 рублей 00 копеек поступило от участника N114450186 (ИП Романов С.В.), тем самым, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 11,00%.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 NИЭА1 победителем данной закупки признано ИП Романов С.В.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 03 июля 2023 года между Заказчиком и ИП Романовым С.В. заключен муниципальный контракт NА.2023.130124 на поставку и монтаж остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить и осуществить монтаж остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске в 2023 году (далее - Товар), а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар на условиях настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.4 Срок поставки Товара: с даты заключения настоящего Контракта по 15.10.2023 г. Этапы не предусмотрены.
Таким образом, ИП Романову С.В. необходимо было поставить товары и осуществить монтаж остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске, предусмотренных Техническим заданием (приложение к муниципальному контракту) в срок до 15 октября 2023 года.
Пунктом 2.3.4. Контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется перед началом выполнения обязательств по настоящему Контракту предоставить Муниципальному заказчику контактные данные лиц, ответственных за проведение работ
04 июля 2023 года Заказчик в адрес ИП Романова С.В. направляет письмо N01-21/3585 в котором просить представить контактные данные ответственных лиц.
12 июля 2023 года Заказчик в адрес ИП Романова С.В. направляет письмо N01-21/3536 в котором просить представить контактные данные ответственных лиц.
19 июля 2023 года Заказчик в адрес ИП Романова С.В. направляет письмо N01-21/3873 в котором просит индивидуального предпринимателя в срок по 21 июля 2023 года представить график поставки и выполнения демонтажных и монтажных работ.
02 августа 2023 года Заказчик в адрес ИП Романова С.В. направляет письмо N 01-21/4099 в котором просит предоставить сведения об ответственных за исполнение контракта лицах, а также соответствующий график выполнения работ в срок до 04 августа 2023 года.
04 августа 2023 года Индивидуальный предприниматель в ответ на письмо Заказчика N01-21/4099 в письме исх. 15 сообщает, что ведется подготовительная работа по разработке проектной документации на основании технического задания и согласование внешнего вида остановочных павильонов. График вместе с контактными данными ответственных лиц будет представлен в срок до 09.08.2023 г.
10 августа 2023 года письмом N01-21/4230 Заказчик уведомляет индивидуального предпринимателя о том, что по настоящее время им не предоставлены ни контактные данные ответственных лиц, ни неоднократно запрашиваемый график исполнения обязательств по контракту.
11 августа 2023 года Индивидуальный предприниматель в ответ на письмо Заказчика N01-21/4230 в письме исх. 17 сообщает, что ведется подготовительная работа по разработке проектной документации на основании технического задания и согласование внешнего вида остановочных павильонов. В связи с большим объёмом работ график проведения работ вместе с контактными данными ответственных лиц будет представлен в срок до 18.08.2023 г.
18 августа 2023 года ИП Романов С.В. направляет в адрес Заказчика письмо исх. 19, в котором направляет предварительный график выполнения работ по поставке и монтажу остановочных павильонов в районе автобусных остановок в городе Усть-Илимске в 2023 году.
08 сентября 2023 года Заказчик направляет в адрес ИП Романова С.В письмом N 01-21/4695 в котором просит предоставить информации по поводу хода исполнения обязательств по контракту.
11 сентября 2023 года Заказчиком совершена выездная проверка в целях проверки исполнения условий контракта, по результатом которой подготовлен акт, подтверждающий, что Индивидуальный предприниматель к исполнению обязательств не приступил.
15 сентября 2023 года Индивидуальный предприниматель направляет в адрес Заказчика письмо исх. N 25 в котором уведомляет о планируемом начале работ в ближайшее время, представил контактные данные ответственных лиц.
18 сентября 2023 года Заказчиком совершена выездная проверка в целях проверки исполнения условий контракта, по результатом которой подготовлен акт, подтверждающий, что индивидуальный предприниматель к исполнению обязательств не приступил.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.6 Контракта предусмотрено, что стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N44-ФЗ, предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеназванного 20 сентября 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением ИП Романовым С.В. обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 20 сентября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ИП Романова С.В. о расторжении с индивидуальным предпринимателем Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02 октября 2023 года.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем велась переписка, из которой также следует, что Индивидуальный предприниматель не имел намерения уклониться от исполнения принятых обязательств по Контракту, а напротив, предпринимал все возможные меры для его исполнения, кроме того, срок выполнения работ по контракту не истек (установлен до 15 октября 2023 года), Комиссия Иркутского УФАС России считает, что при данных обстоятельствах имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях индивидуального предпринимателя недобросовестного поведения.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Индивидуального предпринимателя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Индивидуального предпринимателя.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Индивидуального предпринимателя на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ИП Романова С.В. недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ИП Романова С.В., выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности ИП Романова С.В. в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ИП Романовым С.В. исполнено более 50 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности ИП Романова С.В., как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Романова С.В., при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ИП Романова С.В., объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя <_> (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023