Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Киренская районная больница" (далее - заказчик) - ///, директора Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" (далее - ООО "Алмаз", Общество) - ///, представителя - ///,
рассмотрев посредством видео-конференц связи обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Алмаз" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.06.2023 г. N 01342000001230024090001 на выполнение работ по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Иркутская область Киренский район, с. Петропавловское, пер. Почтовый, д.3.
ООО "Алмаз" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что уполномоченным органом - Министерством по регулированию контрактной системой в сфере закупок Иркутской области 24.05.2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000123002409 "Выполнение работ по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Иркутская область Киренский район, с. Петропавловское, пер. Почтовый, д.3" (идентификационный код закупки 232383100047838180100101420014399244).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 500 000 рублей 00 копеек.
По итогам электронного аукциона единственный участник закупки - ООО "Алмаз" признан соответствующим требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
14.06.2023 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт N 01342000001230024090001 на выполнение работ по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Иркутская область Киренский район, с. Петропавловское, пер. Почтовый, д.3 (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 7 500 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика Выполнение работ по изготовлению и монтажу модульных конструкций для размещения фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Иркутская область Киренский район, с. Петропавловское, пер. Почтовый, д.3 (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено: "Срок выполнения работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с момента заключения контракта до 1 октября 2023 г.".
Письмами от 06.06.2023, 14.06.2023 г., 27.06.2023 г. заказчик просит Общество предоставить для согласования планировочное решение, график выполнения работ.
Письмом от 30.06.2023 г. Общество предоставило график выполнения работ.
Планировочное решение предоставлено Обществом 03.08.2023 г.
27.06.2023 г. ООО "Алмаз" заключило договор с ООО "Термолэнд" на поставку стеновых панелей для выполнения работ по Контракту, срок изготовления которых составляет 35 рабочих дней. Оплата по данному договору осуществлена 28.06.2023 г., 10.08.2023 г., 11.08.2023 г., 16.08.2023 г.
Согласно пояснениям ООО "Алмаз" Общество уведомило заказчика о том, что стеновые панели для объекта не изготавливаются на стороннем заводе-изготовителе, смещение сроков исполнения Контракта на один месяц может быть обусловлено тем, что панели стеновые и кровельные для другого объекта Чунского психоневрологического интерната "Радуга" изготовлялись Новосибирским заводом "Термоленд" завод не отгрузил вовремя и произвел отгрузку на 25 дней позже, что привело к смещению сроков выполнения работ на объекте Чунского психоневрологического интерната "Радуга". Данное обстоятельство может привести к смещению сроков исполнения работ на объекте заказчика на 1 месяц.
Исходя из представленных документов, панели поставлены ООО "Термолэнд" 22.08.2023 г.
31.08.2023 г. Обществом оплачены винтовые сваи, приобретенные у ИП Солдатова А.М., которые получены ООО "Алмаз" 04.09.2023 г.
Также Общество указывает, что при посещении места выполнения работ: Российская Федерация, Иркутская область Киренский район, с. Петропавловское, пер. Почтовый, д.3, установлено наличие на указанной территории строительного мусора, отходов и фундамента здания, воздвигнутого и разрушенного на указанной местности ранее.
Представителями заказчика подтвержден данный факт и указано, что заказчиком 20.02.2023 г. заключен контракт на благоустройство территории со сроком исполнения 01.08.2023 г.
Со слов заказчика территория расчищена 05.09.2023 г.
Заказчик Общество не уведомлял, указывая, что ООО "Алмаз" должно было связаться с заказчиком.
При этом, со слов Общества, заказчик должен был уведомить ООО "Алмаз" о расчистке территории.
Претензия заказчиком направлялась 03.08.2023 г., ответ на которую направлен Обществом в тот же день.
В последующем претензии не направлялись.
12.09.2023 года заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в разделе 9 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано заказчиком с использованием Единой информационной системы 12.09.2023 г., получено Обществом в тот же день.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.09.2023 г.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Однако, до вступления решения в силу Обществом не выполнены обязательства по Контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
Более того, согласно п. 5 ч. 8 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что Обществом при исполнении своих обязательств допущены нарушения обязательств по Контракту, однако, Комиссия не может прийти к выводу, что неисполнение таких обязательств однозначно вызвано намеренными действиями Общества.
Исходя из представленной заказчиком, Обществом переписки, Иркутское УФАС России не усматривает недобросовестное поведение Общества с целью неисполнения условий Контракта, Общество предпринимало действия по исполнению Контракта.
Доказательства того, что Общество намеренно желало уклониться от исполнения Контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от Общества, привело к нарушению сроков его исполнения, не представлены.
Материалы обращения свидетельствуют о том, что ООО "Алмаз" было выражено желание надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту.
Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому ООО "Ангарская городская продовольственная компания" исполнено 9 контрактов из 16 заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 7 контрактов находятся на исполнении.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о намеренном уклонении ООО "Алмаз" от исполнения Контракта, невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Общества при исполнении своих обязательств, что препятствует включению сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" (ИНН 2465139954; 660005, Красноярский край, г. Красноярск, пр-кт Металургов, д. 30Д, кв. 21) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" (Алфеев Алексей Петрович, ИНН 246400161903), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Алмаз" (Алфеев Алексей Петрович, ИНН 246400161903) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023