Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от 05.10.2023 N 058/06/106-583/2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЦЕНТАВР" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - администрации г. Пензы запроса котировок в электронной форме "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа" (извещение N 0855300002823000970 от 22.09.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному учреждению в срок до 24.10.2023 устранить нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки (электронные документы извещения) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- продлить сроки подачи заявок на участие в закупке;
- установить новый регламентированный срок подведения итогов определения поставщика;
- разместить информацию о новых установленных регламентированных сроках;
- осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и решением Комиссии Управления от 05.10.2023 N 058/06/106-583/2023;
2. Оператору электронной площадки в срок до 24.10.2023:
- обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в закупке;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в закупке, об отмене протоколов, о прекращении действия заявок, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также о возможности подать новую заявку на участие в закупке.
3. Заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки в срок до 27.10.2023 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте по адресу: to58@fas.gov.ru.
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
РЕШЕНИЕ
по жалобе N 058/06/106-583/2023
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
"05" октября 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России,
- <_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заявителя - ООО "ЦЕНТАВР" - <_> (генеральный директор), <_> (представитель по доверенности) - после перерыва;
со стороны заказчика - администрации г. Пензы - <_> (представитель по доверенности);
со стороны уполномоченного учреждения - МКУ "Центр закупок г. Пензы" - <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТАВР" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - администрации г. Пензы запроса котировок в электронной форме "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа" (извещение N 0855300002823000970 от 22.09.2023 размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28.09.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО "ЦЕНТАВР" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - администрации г. Пензы запроса котировок в электронной форме "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа" (извещение N 0855300002823000970 от 22.09.2023).
Как следует из жалобы, описание объекта закупки содержит требование к многоквартирному дому "новый", однако данная характеристика имеет неоднозначное понимание, несет разный смысл, а также, может включать в себя понятия первичного и вторичного жилья одновременно. Более того, к критериям новизны подойдут дома разного года постройки, включая текущий год - 2023, а также 2022 и 2021 и последующие.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 04.10.2023 в 11 часов 00 минут.
В связи с необходимостью изучения представленных документов и сведений, получения дополнительных материалов в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 05.10.2023.
Представители заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
В ходе рассмотрения жалобы представители заявителя озвучили и поддержали доводы, изложенные в жалобе. Пояснили, что ООО "ЦЕНТАВР" имеет и может поставить заказчику жилые помещения для предоставления детям-сиротам, однако в связи с наличием спорной характеристики, обществу неясно, какие дома могут подходить под потребность заказчика. Так, например, квартира, которую покупатель для поставки приобрел у юридического лица - застройщика, будет считаться первичным жилье, при этом квартира, купленная в доме, например, 2022 года постройки у физического лица, фактически будет представлять собой вторичное жилье, однако, также может считаться новой.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 02.10.2023, пояснила, что Закон о контрактной системе позволяет приобрести в рамках закупки именно новый товар в понимании пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Приобретаемое жилое помещение должно быть новым, поскольку оно будет находиться на балансе заказчика в течение 5 лет после приобретения. Все издержки, которые могут появится в указанный период, будут являться бременем администрации. Рынок жилья в городе Пензе позволяет покупать новые квартиры с отделкой от застройщика. Новый дом предполагает наличие гарантийного срока от застройщика, то есть "новый" дом - тот, что находится на гарантии у застройщика. Дата ввода дома в эксплуатацию значения не имеет.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного учреждения поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 03.10.2023, пояснила, что Закон о контрактной системе позволяет приобрести в рамках закупки именно новый товар в понимании пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Из приведенной нормы следует, что "новый" - не бывший в употреблении (где никто не жил), а также в отношении которого не производился ремонт. Вместе с квартирой в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ передается доля в многоквартирном доме, в связи с чем дом так же, как и квартира, должен быть новым.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
22.09.2023 уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - администрации г. Пензы размещено извещение N 0855300002823000970 о проведении запроса котировок в электронной форме "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 066 000,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок 22.09.2023 15:09 (МСК).
Дата и время окончания срока подачи заявок 29.09.2023 10:00 (МСК).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 03.10.2023.
Идентификационный код закупки (ИКЗ): 233583601036058360100100380014120412.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе извещения N 0855300002823000970 в виде электронного документа размещено Описание объекта закупки "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа". Описание объекта в числе прочих предусмотрены следующие требования к приобретаемому жилому помещению:
Наименование |
Показатель (наименование характеристики) |
Значение функциональных, технических и качественных характеристик товара |
1 |
2 |
3 |
Многоквартирный жилой дом |
Требования к многоквартирному жилому дому и тип дома |
Многоквартирный жилой дом новый, не признан аварийным и подлежащим сносу, реконструкции или капитальному ремонту в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Несущие и ограждающие конструкции многоквартирного жилого дома находятся в работоспособном состоянии, не имеют разрушений и повреждений, приводящих к их деформации, образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций, жилого дома в целом. Также отсутствуют следы протечек или промерзаний на потолке, стенах, кровле, помещений подвалов. |
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Приведенная норма распространяет свое действие на объект закупки, в настоящем случае - на жилое помещение (квартиру) для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Однако, заказчик, уполномоченное учреждение полагают возможным распространить названную норму на весь многоквартирный дом, в котором закупается жилое помещение на следующем основании.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно проекту контракта, размещенному в составе извещения N 0855300002823000970, одновременно с правом собственности на жилое помещение Заказчику в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации передается право собственности на долю в общем имуществе многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение, в т.ч. на земельный участок на котором расположен многоквартирный дом. Доля Заказчика в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорциональна размеру общей площади жилого помещения (п. 1.5).
Таким образом, как указано заказчиком, уполномоченным учреждением, многоквартирный дом также должен быть новым в понимании пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
Однако, условие, при котором многоквартирный дом (с коммуникациями, лестницами, лифтами, площадками, машино-местами и т.д.) является не бывшим в употреблении, лишено однозначного понимания, и при буквальном прочтении выполнение его является маловероятным, поскольку представляет собой ситуацию, когда введенный в эксплуатацию многоквартирный дом не предоставляется собственникам жилых помещений для проживания, собственники не допускаются до пользования общим имуществом до тех пор, пока конкретное жилое помещение в доме не будет передано администрации и зарегистрировано за ней по результатам проведения закупки.
При ином понимании заказчиком, уполномоченным учреждением не определено и не сообщено, до какого уровня заселенности многоквартирного дома он будет считаться не бывшим в употреблении (либо критерий нахождения в употреблении для многоквартирного дома определяется субъектами контроля иным образом).
С учетом изложенного позиция заказчика, уполномоченного учреждения в рассматриваемой части не может быть признана состоятельной, а пункт 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе относимым к многоквартирному дому.
При указанных обстоятельствах Комиссия Управления полагает, что характеристика "Многоквартирный жилой дом новый" не является объективной и конкретной характеристикой объекта закупки, позволяющей определить соответствие того или иного жилого помещения установленным заказчиком требованиям. Слово "новый" в извещении не расшифровано. Характеристики многоквартирного дома далее по тексту Описания объекта закупки ("не признан аварийным и подлежащим сносу, реконструкции или капитальному ремонту в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Несущие и ограждающие конструкции многоквартирного жилого дома находятся в работоспособном состоянии_" и т.д.) не отражают фактические требования заказчика, включенные им в слово "новый" (например, устно заявлялось о необходимости действия гарантии на дом от застройщика).
Комиссия Управления полагает, что обжалуемая формулировка Описания объекта закупки вводит в заблуждение участников закупки, тем самым ограничивая их количество, о чем свидетельствует, в частности подача настоящей жалобы от участника, который не смог определить потребность заказчика и принять участие в закупке, а также тот факт, что на участие в закупке подана одна заявка участника (128867, ИП <Л_>), которая по результатам рассмотрения была признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, в том числе по следующему основанию:
"по п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке" Участник закупки по показателю "требования к многоквартирному жилому дому и тип дома" указал "многоквартирный жилой дом новый_.". Вместе с тем комиссией установлено, что многоквартирный дом по адресу г. Пенза, ул. Сузюмова, д.5 был построен в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья, введен в эксплуатацию 29.07.2016 г., и в указанном доме уже выполнялся ремонт МОП (мест общего пользования). Т.е. новым он не является".
Таким образом, как минимум два участника закупки не смогли определить потребность заказчика в оспариваемой части.
Более того, из письменных и устных пояснений заказчика, уполномоченного учреждения (комиссии об осуществлении закупки), из протокола подведения итогов следует, что у самих субъектов контроля нет единого понимания, что следует считать "новым" многоквартирным домом: дом, который не был в употреблении/ эксплуатации; дом определенных годов постройки; дом, в котором не выполнялся ремонт мест общего пользования; дом, на который распространяется гарантия застройщика либо иное.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в некорректном установлении требований к объекту закупки, которые влекут ограничение количества участников закупки, поскольку не позволяют определить соответствие того или иного жилого помещения установленным заказчиком требованиям.
Жалоба ООО "ЦЕНТАВР" признается Комиссией обоснованной.
С учетом допущенных нарушений Закона о контрактной системе, а также всех установленных в рамках рассмотрения жалобы обстоятельств Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки с целью предоставления заказчику возможности однозначно сформулировать потребность и включить ее в описание объекта закупки.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦЕНТАВР" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок г. Пензы" для нужд заказчика - администрации г. Пензы запроса котировок в электронной форме "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа" (извещение N 0855300002823000970 от 22.09.2023 размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 5 октября 2023 г. по делу N 058/06/106-583/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023