резолютивная часть решения объявлена 06.10.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе
_,
в отсутствие представителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КБР (далее - Заказчик, Заявитель), представителей общества с ограниченной ответственностью "Грандсервис" (далее - Общество, Победитель), Оператора ЭТП, надлежащим образом извещённых о дате и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев, обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N0304100004823000013 "Капитальный ремонт здания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе г. Тырныауз" (далее - Закупка, Аукцион), руководствуясь ст.104 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППN1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ППN1576),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступило обращение Заявителя о включении в РНП сведений об Обществе, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам Аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заявителя, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
06.09.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение N0304100004823000013 "Капитальный ремонт здания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе г. Тырныауз" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 937 783,00 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок: 06.09.2023 12:12; Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.09.2023 г.; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 01.06.2023 г.
На участие в Аукционе было подано семь заявок, в результате рассмотрения, которых было принято решение о соответствии поданных заявок требованиям извещения об Аукционе, а Общество признано победителем Аукциона, с которым впоследствии заключен Контракт.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение РНП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст.51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и 5 ст.51 Закона о контрактной системе:а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч.10 ст.104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп."а" п. "б", обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе обращение заказчика о включении сведений о победителе аукциона в РНП направляется только в том случае, когда победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного контракта заказчиком, как того требует ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС, 19.09.2023 г. Заказчиком был направлен проект контракта Победителю для подписания.
26.09.2023 г. Обществом направлен протокол разногласий, после чего 28.09.2023 г. Заказчик опубликовал доработанный проект контракта.
Со стороны Победителя необходимо было в срок не позднее 29.09.2023 г. направить в адрес Заказчика подписанный проект контракта, с приложением документов, подтверждающих исполнение обязанности по обеспечению исполнения контракта.
Однако, Победителем в установленный действующим законодательством срок - 29.09.2023 г. проект контракта не был подписан.
02.10.2023 г. Заявителем составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Общество представило пояснения, согласно которым указало на неисправность электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП) в связи с чем, не имело возможности для подписания контракта, а также Общество представило независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако Общество не представило доказательств, свидетельствующих о неисправности ЭЦП и иных документов.
Для осуществления подписания проекта контракта на электронной торговой площадке достаточно любого компьютера с выходом в сеть Интернет, необязательно принадлежащего обществу, ключевой носитель электронной цифровой подписи и программное обеспечение, необходимое для применения ЭЦП. Кроме того, в общем доступе в сети Интернет размещены пробные бесплатные версии установочных файлов, необходимых для применения ЭЦП программного обеспечения.
При оценке добросовестного поведения, действий и бездействия общества, Комиссия учла, что общество имело достаточно времени для подписания контракта, однако самонадеянно отложило действия по подписанию на последний день установленного срока. При этом общество, самостоятельно на свой риск осуществляя предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с соблюдением законодательства о контрактной системе при заключении контрактов. Комиссией установлено, что общество исполнило многочисленные контракты без нарушений, что свидетельствует о том, что оно является профессиональным субъектом предпринимательской деятельности. При изложенных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства, прав и интересов третьих лиц общество имело возможность заключить контракт, в том числе в период с 19.09.2023 по 29.09.2023, а не принимать меры для его подписания в последний день.
Следовательно, Обществу было известно о возможных последствиях в случае уклонения от заключения контракта.
В силу ч.5 ст.104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.24, 25 - 25.3 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч.3 ст.104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
Включение сведений в РНП является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.11.2019 г. по делу NА32-4887/2019 указал: В силу части 2 статьи 5 Закона о контрактной системе ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях названного Закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства. Для осуществления подписания проекта контракта на электронной торговой площадке достаточно любого компьютера с выходом в сеть Интернет, необязательно принадлежащего обществу, ключевой носитель электронной цифровой подписи и программное обеспечение, необходимое для применения ЭЦП. Кроме того, в общем доступе в сети Интернет размещены пробные бесплатные версии установочных файлов, необходимых для применения ЭЦП программного обеспечения. В сложившейся ситуации, как указал апелляционный суд, общество должно было обеспечить исправность и непрерывность работы компьютерной техники, обслуживающей сетевые операции с электронной площадкой или вовремя найти ей замену. Вместе с тем, как следует из материалов дела, общество в последний день срока, установленного для подписания контракта, приступило к его подписанию и в этот период времени произошел сбой в подключении компьютера к интернет-ресурсам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 24.08.2018 г. по делу NА32-44441/2017 указал: Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что предприниматель, самостоятельно на свой риск осуществляя предпринимательскую деятельность, принял все риски, связанные с соблюдением законодательства о контрактной системе при заключении контрактов на поставку товаров для муниципальных (государственных) нужд. Предприниматель, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства, прав и интересов третьих лиц имел возможность заключать контракт в том числе с 13.06.2017 по 15.06.2017, а не принимать меры для его подписания в последние дни.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа по делу NА45-12984/2016 пришел к следующему выводу: С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о технической неисправности компьютерного оборудования и принятии ООО "" необходимых и достаточных мер, направленных на своевременное заключение контракта, неосуществление им должного контроля за соблюдением установленных статьей 70 Закона No 44-ФЗ сроками, арбитражные суды сочли обоснованным применение к обществу такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Более того, в адрес Управления ранее поступило аналогичное обращение о включении в РНП Общества, согласно которому Общество совершило аналогичные действия и уклонилось от заключения контракта, по итогам рассмотрения обращения было принято решение об отказе во включении Общества в РНП (решение от 28.08.2023 г. N007/06/104-707/2023), при наличии банковской гарантии.
Комиссия Управления считает, что указанные действия общества являются злоупотреблением правом с целью избежание включения в РНП посредством получения независимой банковской гарантии.
Также Комиссией учитывается тот факт, что при проведении Аукциона Обществом предложена цена контракта 1 322 049,61 руб., что ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 600 000 руб. (т.е. более 31%).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил. Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
Подтверждение объективной невозможности подписания проекта контракта в сроки на заседание Комиссии участником закупки не представлено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика в части признания участника уклонившимся от заключения контракта являются правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Вина участника закупки состоит в том, что он не выполнил установленные ст. 51 Закона о контрактной системе требования и не предпринял зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение требований, установленных Законом о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, ПП N1078, ПП N1576, Комиссия,
Решила:
1. Удовлетворить обращение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КБР о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АЛГАРИТМ-07" (ИНН: 0700002067; КПП 070001001; ОКТМО: 83000000; ЕРУЗ: 22033784, 360051, КБР, г.Нальчик, ул., Матросова, двлд, 58) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "АЛГАРИТМ-07" (ИНН: 0700002067; КПП 070001001; ОКТМО: 83000000; ЕРУЗ: 22033784, 360051, КБР, г.Нальчик, ул., Матросова, двлд, 58) сведения генеральном директоре/учредителе - Гызыеве Далхате Бертовиче (ИНН: 071002381904) Коготыжеве Ратмире Артуровиче (ИНН:072500051001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.10.23г. |
04.10.23г. |
02.10.23г. |
0 |
02.10.23г. |
09.10.23г. |
06.06.23 |
0 |
11.10.23г. |
11.10.23г. |
00 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 октября 2023 г. N 007/06/104-859/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023